Членство в крестьянском (фермерском) хозяйстве
Легальное определение понятия «член КФХ» в действующем законодательстве отсутствует. Потому Н. Н. Мельников предлагает ввести следующее определение: членом КФХ является дееспособный гражданин, связанный с другими членами родственными и (или) семейными узами, регулярно участвующий личным трудом или иными способами в производительной деятельности хозяйства[9].
Гражданин становится членом КФХ при его создании с момента государственной регистрации. Если же лицо изъявляет желание вступить в уже существующее КФХ, то необходимо подать заявление в письменной форме. При этом решение о приеме нового члена принимается единогласно. И если хотя бы один член КФХ против приема нового, то данное лицо не может быть принято в хозяйство и не может требовать этого в судебном порядке.
Сложнее вопрос о прекращении членства в КФХ. ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» называет два основания прекращения членства: 1. добровольный выход и 2. смерть. В связи с этим некоторые ученые полагают, что так как законом прямо не предусмотрена возможность исключения из КФХ его члены не могут принимать соответствующее решение. Иного мнения придерживается Н. Н. Мельников. По его мнению, возможность исключения из КФХ вытекает из того, что в соответствии со статьей 15 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» его члены по взаимному согласию устанавливают права, обязанности и ответственность членов. В данном случае положение о правах и обязанностях подлежит расширительному толкованию, и невыполнение правил внутреннего распорядка влечет исключение из КФХ. При этом справедливым представляется предложение урегулировать на законодательном уровне основания и порядок такого исключения, как это сделано, например, в Молдове.
Другая проблема, связанная с прекращением членства в КФХ – это последствия прекращения родственных связей с главой КФХ (здесь речь идет главным образом о расторжении брака). Так, Закон предусматривает, что максимальное число граждан, не состоящих в родственных связях с главой КФХ не может превышать 5 человек. Следовательно, если на момент расторжения брака таких членов в КФХ 5, то это ведет к превышению числа членов, не состоящих в родственных отношениях с главой КФХ. Но Закон никак не регулирует данную ситуацию. Для сравнения в Молдове несоблюдение норм о семейном составе КФХ в течение трех месяцев влечет реорганизацию или ликвидацию КФХ[10].
Однако в ряде стран СНГ законодательство допускает создании КФХ не родственниками, например, Белоруссия, Азербайджан, Таджикистан[11]. Большинство же юристов считает такой подход неприемлемым, так как это может привести к преобразованию в КФХ целого колхоза и объявлению председателя его главой.
Одним из основных признаков КФХ является личное участие его членов в его деятельности. При этом Закон не определяет характер этого участия. Например, в законодательстве Белоруссии четко определено, что члены должны участвовать в деятельности КФХ своим трудом. Кроме того, закон не запрещает использовать наемный труд, но не определяет, какова степень именно личного участия членов КФХ. По мнению большинства специалистов личное трудовое участие в деятельности КФХ — основная обязанность его членов, которая обязательно должна быть закреплена в соглашении о создании. Вместе с тем, сложно говорить о личном участии, когда законодательство не регламентирует особенности применения наемного труда, при отсутствии ограничений которого норма о личном участии становится декларативной. Возможным решением этой проблемы может стать установление лимитов использования труда наемных работников.
По общему правилу на членов КФХ трудовое законодательство не распространяется. Однако, по мнению А. Б. Канунникова и М. А. Гостевой право гражданина быть членом КФХ не противоречит его праву заключить со своим хозяйством трудовой договор, дополнив гражданско-правовые отношения трудовыми. Главное, чтобы трудовые отношения в этом случае возникли на основе взаимного согласия главы КФХ кок работодателя и самого члена КФХ. Возникновение таких двойственных правовых отношений — дело сугубо добровольное и является дополнительной правовой основой для организации и управления трудом членов КФХ. Целью заключения трудового договора в данном случае является обеспечение социально-трудовых прав, предусмотренных трудовым законодательством. При этом следует иметь в виду, что трудовые отношения в КФХ как наемных работников, так и его членов, заключивших трудовой договор, регулируются с учетом особенностей, установленных главой 48 Трудового кодекса Российской Федерации, посвященной регулированию труда работников, работающих у работодателей — физических лиц.
С нормами о необходимости личного участия членов КФХ в хозяйственной деятельности связан вопрос о том, должны ли граждане, ведущие КФХ, иметь специальное образование. Согласно Закону РСФСР 1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к будущим фермерам предъявлялись требования иметь опыт работы в аграрной сфере и сельскохозяйственную квалификацию, что должно было подтверждаться документами о трудовой деятельности, прохождении специальной подготовки. Но в ныне действующем законодательстве таких требований нет.
Однако необходимо учитывать, что КФХ является производителем продуктов питания, то есть фермерство сталкивается с публичными интересами — обеспечением населения продуктами питания надлежащего качества. Именно поэтому Н. Н. Мельников полагает, что нормы об образовании граждан, занимающихся фермерством являются оправданными и необходимыми. Такими лицами в хозяйстве могут быть как глава, так и любой из членов КФХ. Здесь речь должна идти о краткосрочной стажировке с выдачей документа государственного образца.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
площадь земель крестьянского хозяйства 24 га