Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений – тема научной статьи по социальной и экономической географии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка, фермерские хозяйства россии

Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений Текст научной статьи по специальности « Социальная и экономическая география»

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Потаев В.С.

Анная статья посвящена изучению фермерских хозяйств региона как основы устойчивого развития малых сельских поселений на примере Республики Бурятия.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Потаев В.С.

Farms as the basis of sustainable development small rural settlements

This article is devoted to the study of farms in the region as a basis for sustainable development of small rural settlements on the example of the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений»

Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений

Данная статья посвящена изучению фермерских хозяйств региона как основы устойчивого развития малых сельских поселений на примере Республики Бурятия.

Ключевые слова: сельское хозяйство, фермерские хозяйства, малые сельские поселения.

Farms as the basis of sustainable development small rural settlements

This article is devoted to the study offarms in the region as a basis for sustainable development of small rural settlements on the example of the Republic of Buryatia. Keywords: agriculture, farms, small rural settlements.

Как известно, площадь земельного фонда Российской Федерации в мире самая большая и составляет 1 709,8 млн га, из них 400,0 занимают земли сельскохозяйственного назначения. Территория Республики Бурятия в составе России занимает 35,1 тыс. млн га (2,1%), однако это больше территории такой европейской страны, как Италия (31,0 тыс. млн га).

Большие территории земель в республике свидетельствуют о высоком наличии земельных ресурсов — главного средства производства в экономике сельского хозяйства. Однако сельские районы Республики Бурятия характеризуются низкой плотностью населения (1-1,5 чел. на 1 км2). Положение усугубляется тем, что жители села проживают главным образом в крупных населенных пунктах (в среднем по 600-700 чел.), и их мало (около 600 сельских поселений, до коллективизации было 2 300). Расстояния между отдельными ближайшими населенными пунктами достигают иногда до 100-200 км, и здесь много земель, которые не то что плохо, а совсем не используются. Из-за такой ситуации образовались неиспользуемые «пустоты». Для улучшения положения необходимо начать возрождение малых поселений, освоение неиспользуемых земель.

В свое время заместитель Председателя Правительства России по АПК А.В. Зубков при назначении Е.Б. Скрынник министром сельского хозяйства страны давал ей наказ, что с такими неиспользуемыми сельскохозяйственными землями необходимо срочно разобраться. Теперь в этом деле большие надежды возлагаются на нового министра МСХ РФ Н.В. Федорова — бывшего президента Республики Чувашия.

В революционной (1917 г.) России одним из примеров массовой организации неиспользуемых земель и создания малых поселений являлись

В.С. Потаев. Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений

аграрные реформы, проводимые (1907-1911 гг.) под руководством премьер-министра того времени П.А. Столыпина.

Благодаря отмене крепостного права и столыпинским реформам, крестьянами было освоено около 40 млн га земли. Только в центральных губерниях России было создано около 200 000 хуторских малых поселений. При организации крестьянских хозяйств появилась заинтересованность в прошлом зависимых крестьян в результатах своего труда. Для сравнения: среднегодовое производство зерна в России за 1851-1860 гг. было 141 млн четвертей, тогда как в пореформенное десятилетие 1861-1870 гг. -216 млн, прирост составил 46%.

За 10 лет реформ на отруба и хутора в России на 16 млн десятин были устроены 1,5 млн крестьянских хозяйств, это составляло 11% от их общего количества. Столыпинская аграрная реформа позволила каждому крестьянину выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным хозяином.

В Сибири, в том числе в Бурятии, как известно, крепостного права не было. Рассеянный или хуторской тип поселений в республике имеет историческое обоснование. Только в Хоринском ведомстве, по данным переписи 1897 г., числилось на заимках и буусанах 9 576 крестьянских хозяйств, в Селенгинском ведомстве — 5 963 хозяйств, в Баргузинском —

К последним крупномасштабным мерам по развитию сельских территорий на базе малых поселений следует отнести аграрные реформы, проводимые в стране, связанные с Президентом России Б.Н. Ельциным, премьер-министром Е.Т. Гайдаром, министром сельского хозяйства страны В.Н. Хлыстуном, которые большое внимание уделяли развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в республике происходило в основном за счет выделения членов семейных бригад, проживающих на так называемых животноводческих точках или малых поселениях, из состава коллективного хозяйства. При выходе из коллективного сельскохозяйственного предприятия ими за счет имущественного пая и земельной доли выкупалась земля и имущество семейной животноводческой фермы. В Республике Бурятия развитие фермерства в то время реально поддерживал Председатель Совета Министров В.Б. Саганов, особенно продуманно организация крестьянских (фермерских) хозяйств была проведена в Закаменском районе под руководством главы администрации Б.Ц. Семенова, в Окинском районе — под руководством Б.Д. Шарастепа-нова, а «пионером» массовой организации КФХ на уровне сельского поселения был глава СП «Улхасааское» Еравнинского района Ц.-Д.Ч. Зун-дуев.

Состояние развития фермерства республики за последние (2000-2010) годы представлено в табл. 1 [1].

Число крестьянских (фермерских) хозяйств (на 1 января)

Число крестьянских (фермерских) хозяйств 2776 2551 2497 2497 2575

Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га 143,8 136,3 110,7 116,8 118,6

Средний размер земельного участка, га 52 53 44 46 46

Наибольшее количество К(Ф)Х в Бурятии было достигнуто в 1995 г. и составило 3 193 хозяйства, за которыми было закреплено 194,8 тыс. га земли, средний размер земельной площади фермерского хозяйства составлял в то время 61 га. В период с 2000 по 2010 г., как видно из табл. 1, наблюдалась определенная стабилизация численности К(Ф)Х и составляла около 2 500. В этот период наблюдается некоторое сокращение среднего размера земельного участка с 52 га до 46 га. Такая картина наблюдалась и в целом по Российской Федерации (от 261,7 тыс. в 2000 г. до 180,5 тыс. ед. в 2010 г.). Она объясняется недостаточным вниманием к развитию фермерского сектора сельского хозяйства, а точнее, его отсутствием со стороны властных структур страны и регионов.

Однако в последнее время, в связи с пересмотром взглядов на развитие фермерства в России в первую очередь со стороны Президента В.В. Путина, в стране происходят кардинальные улучшения. Так, число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством только за 2010 г. в стране возросло с 180,5 тыс. до 304,6 тыс. ед. или в 1,7 раза, в том числе по Сибирскому Федеральному округу с 21,7 тыс. до 36,7 тыс. (в 1,7 раза).

В Республике Бурятия, по данным Росстата на 01.01.2011 г., уже насчитывалось 4 368 К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства. Рост числа фермерских хозяйств только за 2010 г. составил 2 994 ед. или вырос в 3,2 раза (по нашим расчетам 1 793 ед. или в 1,7 раза). В то время, как в целом по Сибирскому Федеральному округу (по данным сравнительного анализа Росстата численности КФХ и ИП) увеличение их числа произошло в 1,7 раза, в том числе по Забайкальскому краю — в 1,6 и по Иркутской области — в 1,4 раза. Здесь необходимо отметить особый вклад в развитие К(Ф)Х заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия, а ныне руководителя исполкома БРО ВПП «Единая Россия» и председателя регионального отделения АККОР Б.Г. Бальжирова совместно с депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, секретарем политсовета БРО ВПП «Единая Россия» В.А. Павловым и другими.

В.С. Потаев. Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений

Объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции, зарегистрированных в республике крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2000-2010 гг., представлены в таблице 2 [1].

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах (тыс. т)

Скот и птица на убой (в убойном весе) 0,7 1,1 1,1 1,3 1,0 1,5 в 2,1 раза

Шерсть (в физическом весе), т 15 34 40 55 59 76 в 5,1 раза

Из табл. 2 следует, что, несмотря на стабилизацию числа крестьянских (фермерских) хозяйств за анализируемый период (2000-2010 гг.), производство сельскохозяйственной продукции увеличилось в 1,5-2 и более раза. Наибольшее увеличение наблюдается в производстве овощей, мяса и шерсти (2,6; 2,1 и 5,1 раза). При этом значительно выросла товарность производства продукции сельского хозяйства. Так, по данным Бурстата [2], уровень товарности производства зерна К(Ф)Х за 2011 г. составил 35,1%, картофеля — 58,3%, овощей — 67,6%, скота и птицы на мясо -82,9%, молока — 28,7% и яиц — 23,3%. В то время, как в хозяйствах населения товарность производства картофеля за этот период составила: 10,6%; овощей — 1,4%, скота и птицы на мясо — 25,6%, молока — 11,3% и яиц — 7,4%.

Значение фермерского сектора в производстве продукции сельского хозяйства в целом по стране тоже значительно выросло. Так, удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства зерна с 8,4% в 2000 г. вырос до 21,9% в 2010 г., овощей соответственно -с 2,2 до 11,4%, численности крупного рогатого скота — с 2,0 до 7,4%, в том числе коров — с 2,0 до 8,4%, свиней — с 2,5 до 4,6%, овец и коз — с 5,8 до 28%. Данные факты свидетельствуют о высокой эффективности К(Ф)Х даже при отсутствии целевой поддержки фермеров со стороны государства. И это было признано Президентом страны В.В. Путиным, в то время Председателем Правительства на 22-м съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), которая состоялась в марте 2011 г.

В дальнейшем перспективы развития фермерства уже при поддержке государства связаны в первую очередь с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.», где в специальной подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» целевыми индикаторами и ожидаемыми результатами определены рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств и объемы производимой ими продукции. Кроме того в, стране продолжают действовать такие целевые программы, как «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК», «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.».

В Бурятии существует РЦП «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» с подпрограммой «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования», где большое внимание уделяется мероприятиям по повышению уровня квалификации владельцев крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Республиканская целевая программа «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 гг.» непосредственно касается развития малых поселений. Внедрение данных программ, надеемся, придаст дополнительный импульс развитию фермерского движения в Республике Бурятия.

Таким образом, развитию фермерства в стране, в том числе по регионам, в частности, в Бурятии, стало уделяться достаточно внимания. За рубежом в экономически развитых страх мира, где основной формой ведения сельского хозяйства являются фермерские хозяйства, они всегда находятся под пристальным вниманием со стороны государства и общественности. Так, в США каждые четыре года Конгресс обсуждает и принимает основной закон сельского хозяйства «Закон о фермерстве».

Согласно определению, данному еще в Большой Советской энциклопедии [3], «фермерским хозяйством считается частное товарное сельскохозяйственное предприятие предпринимательского типа, ведущееся на собственной или арендованной земле. Данный вид хозяйствования тесно связан с хуторским характером поселения».

В связи с этим перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств связаны в первую очередь с возрождением и развитием малых поселений (хуторов). Так, в США типичная планировка сельских территорий представляет собой четкие квадраты земель малых поселений, заметных с высоты птичьего полета. Это территории фермерских хозяйств -каждая площадью более 100 га. Угодья хозяйств ограничиваются подъездными дорогами, внутри которых находятся жилище семьи фермера, хозяйственные постройки и обрабатываемые земли [4]. В Америке нет пустующих земель, все земли, пригодные для сельскохозяйственного

В.С. Потаев. Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений

производства, освоены фермерами, а их места проживания можно назвать малыми поселениями.

Земля в любой стране является наиболее важным экономическим ресурсом в развитии К(Ф)Х, бывает она в собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, либо в аренде. Размер и качество земли являются решающим фактором в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств. Средний размер земельного участка у российских фермеров в целом по стране составляет чуть более 50 га, в Республике Бурятия данный показатель равен 46 га. В докладе МСХ РФ «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (2011 г.)» [5] отмечено, что из используемых в России фермерами сельскохозяйственных угодий 29,6% земель находятся у них в собственности, 4,1% — в пожизненном наследуемом владении, 33,6% — арендованы у государственной муниципальной собственности и 30,2% — у других организаций и граждан. Такая ситуация, когда у российских фермеров не хватает земли или мало имеется в их собственности, для страны, обладающей огромными, при этом зачастую неиспользуемыми земельными ресурсами, является, по крайней мере, непонятной.

Другим важным экономическим ресурсом для К(Ф)Х является наличие техники. На сегодняшний день труд в фермерских хозяйствах в основном остается ручным. Следует повышать инвестиционную привлекательность фермерства с освоением не только государственных финансов, но и частного, в том числе иностранного, капитала. Из-за недостаточности финансовых ресурсов крестьянские (фермерские) хозяйства Бурятии вынуждены заниматься в основном традиционным пастбищным животноводством. Фондоёмкие виды производства, требующие крупных капиталовложений, например, производство молока для фермеров республики, остаются пока лишь желанными видами производства. В то время как в Республике Татарстан, согласно докладу МСХ РФ «О реализации ОЦП: Развитие семейных животноводческих ферм» [6] за 2009-2010 гг., создано 107 новых животноводческих ферм, в том числе новых 66 и реконструировано 41. В настоящее время в республике действует более 400 семейных ферм, из них 176 молочных. До 2015 г. планируется довести до 1 000 ед. При этом большинство семейных ферм высокотехнологичны, т.е. построены и будут построены с крупными капиталовложениями и при значительной поддержке государства. Только за 2011 г. профинансировано 80 семейных ферм на сумму 155 млн р., установлено технологическое оборудование на сумму 89 млн р., предоставлено субсидий по приобретенному скоту семейными фермами в размере 20 млн р. и подведено подъездных путей к семейным фермам на сумму 101 млн р. В то время как в Республике Бурятия, согласно вышеназванному докладу, за 20092011 гг. создана лишь 1 ферма.

Социальная сторона является не менее важной при повышении эффективности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Например, меняется статус ЛПХ с переходом в К(Ф)Х, фермер становится полноценным субъектом социально-экономической деятельности. Большую роль играет поддержка семьи, распределение функций (как правило, глава семьи является главой фермерского хозяйства, выполняет функцию производителя сельскохозяйственной продукции; жена занимается бухгалтерией, оформлением различного рода документации, а дети и другие родственники помогают). Связи между родственниками, соседями, а также деловыми партнерами, руководителями, учеными и специалистами разного ранга помогают им с финансовой и психоэмоциональной точек зрения, обеспечивают обмен информацией и т.п.

Другие проблемы фермеров связаны с проживанием на хуторах, в малых поселениях. В РБ, по данным министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, имеется 1 815 животноводческих стоянок, где содержатся 66 811 гол. крупного рогатого скота, 79 156 мелкого рогатого скота, 15 055 лошадей и 4 313 свиней. Все они расположены в отдалении от сельских населенных пунктов. Расстояние от этих стоянок до ближайших населенных пунктов различное: от 2-3 км до 40-60 км. Например, в Еравнинском районе на территории СП «Улхасааское» стоянка фермера З.Г. Цыдыпова находится в местности «Хотогор-Шэлэ» на расстоянии 3 км от с. Улхасаа, Б.З. Гармаева (местность «Алганта») — на расстоянии 6 км; в СП «Исингинское» ферма Б-Ж.Б. Дылыкова (местность «Усть-Заза») удалена от с. Исинга на расстояние 48 км, а Т.Г. Тугалхоно-вой (местность «Хисагда») — на 65 км.

Несмотря на это, желающих стать фермерами, переехать на заимки и буусаны (малые поселении) и организовать там предпринимательские хозяйства много. По данным наших исследований, проведенных в Хорин-ском районе, желание переехать на заимку с целью расширения своего личного подсобного хозяйства отметили 21 человек, или 44,7% из числа опрошенных.

Для определения динамики развития К(Ф)Х, в случае переезда семейных ферм на малые поселения, нами в 2007 г. были исследованы несколько успешных в этом отношении хозяйств Хоринского и Кижингинского районов, в частности, Б.Ж. Жамбалдоржиева, Д-Ц.Ц. Дондокова, Л.А. Бе-ликтуевой и Б.Н. Холбоева. Хозяйства были организованы соответственно в 1998, 1992, 2000 и 2002 гг., в настоящее время все они расположены на заимках (малых поселениях).

В.С. Потаев. Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений

Жамбалдоржиев Дондоков Д-Ц.Ц. Биликтуев Л.А. Холбоев Б.Н.

Рис. 1. Число скота в начале и в настоящее время у фермеров, проживающих в малых поселениях

В начале своей деятельности они имели в среднем по 15 голов крупного рогатого скота, 60 овец и 2 лошади, к настоящему времени численность скота соответственно возросла до 100, 490 и 30 голов. Перечисленные фермеры за 6-10 лет увеличили поголовье крупного рогатого скота в 7, овец — в 8 и лошадей — в 15 раз.

Число успешных фермеров и предпринимателей, живущих в малых поселениях, значительно выросло не только в перечисленных, но и в других районах республики. Наиболее успешные из них в Баргузинском районе — О.Ю. Цивилев, Л.Д., Малыгина в Бичурском — Д.Д. Дагбаев, Н.Т. Бурцев, Г.Л. Ульзытуев, в Еравнинском — Д.Ч. Зундуев, Р-Х.Б. Цыренова; в Закаменском — Ж.Б. Шойдонов, Н.Д. Лайжапов; в Кижингинском — Б.П. Хазкеев, Ж.Б. Балдуев; в Курумканском — В.В. Банаев; в Кяхтинском -О.В. Чимбеева; в Мухоршибирском — И.С. Гармаев; в Окинском — Б.С. Самбялов, Ю.В. Самбялов, К.Ф. Габанов, Ф.С. Сонопов; в Селенгинском — З.Ю. Цоктоев, В.С. Будаев; в Тарбагатайском — П.С. Мясников, О.В. Максимов и в Тункинском районе — Ц.Х. Ябжанов и Л.П. Янданов

В настоящее время создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие малых поселений получило в Бурятии динамичный характер. Это подтверждается высказыванием главы Бичурского района В. Калашниковым: «Буквально три-четыре года назад даже немножко бы-

600 575 550 525 500 475 450 425 400 375 350 325 300 275 250 225 200 175 150 125 100 75 50 25 п

ло горестно, проезжая по территории нашего района, смотреть на те стоянки заброшенные, которые когда-то принадлежали бывшим колхозам. Сегодня радуется глаз, все стоянки заняты, распределены, на них новые хозяева. Эти стоянки, заимки родовые обрели вторую жизнь» [7].

Для дальнейшего увеличения числа успешных фермеров необходимо создавать для этого условия. Решение человека стать предпринимателем принимается обычно тогда, когда желаемое совпадает с возможным. Желание складывается под влиянием общей культуры, менталитета народа, когда человека, открывшего свое дело, уважают, одобряют, желают следовать его примеру, есть поддержка и забота со стороны государства, когда есть семейная традиция. Исследования в США и других странах показали, что в 50-72% случаев у основателей индивидуального бизнеса, по крайней мере, один из родителей имел свободную профессию. Немаловажную роль в этом деле играет и школа. Выпускники школ, в которых увлекательно велись занятия по предпринимательству, фермерскому делу, нередко выбирали своей профессией предпринимательство. И наконец, для формирования желания важно иметь общение с единомышленниками, т. е. желающими стать фермерами или с реальными фермерами.

Следовательно, в процесс развития предпринимательства должны быть вовлечены средства массовой информации, лучших фермеров надо показывать по телевидению, говорить о них по радио, писать в газетах и журналах, они должны стать своего рода героями, и не только на селе. В каждой сельской школе, сельскохозяйственном колледже или вузе должны быть курсы по организации и ведению крестьянских (фермерских) хозяйств. Знания будущему фермеру придают больше уверенности и усиливают его желание создать собственное дело. Кроме того, не зная технологических особенностей сельского хозяйства и не обновляя свои знания в различных сферах (правовых, экономических, политических и т.д.) трудно оперативно принимать решения и конкурировать на рынке. Для общения фермеров и обмена опытом между собой необходимо периодически организовывать съезды, конференции, выставки, конкурсы и др. При этом вход на эти мероприятия должен быть свободным, особенно для тех, кто в будущем хотел бы создать собственное дело. Общение с единомышленниками тоже будет укреплять желание организовать фермерское хозяйство.

Для создания возможностей организовать предпринимательское хозяйство, переехать на заимку или хутор, нужна государственная поддержка организации сельскохозяйственного предпринимательства. Даже во времена столыпинских реформ переселенцам на новые безлесные районы бесплатно выделялось по 280 бревен на строительство жилья и надворных построек, а также по 50 жердей на установку изгороди. В Германии, Дании, Швеции и других странах Западной Европы, где первоначальный способ расселения тоже был деревенским, в конце ХУШ и начале XIX в.

В.С. Потаев. Фермерские хозяйства — основа устойчивого развития малых сельских поселений

осуществлен переход к системе хуторов, населению выдавались специальные ссуды на переселение из сел и деревень на хутора в целях создания фермерских хозяйств. В некоторых случаях, когда государственная поддержка была целевой и оказывалась непосредственно человеку, семье, переселение происходило в самых широких масштабах.

Во-вторых, фермеру необходимо создавать условия для получения соответствующей профессиональной подготовки. Знания и практический опыт, полученные во время занятий, должны дать будущему фермеру возможность рационально организовать собственное дело. И, наконец, для создания своего дела на селе нужен первичный капитал, в первую очередь земля. Кроме того, у желающих стать фермером должен быть хоть какой-то свой первичный капитал. Так, правительство П.А. Столыпина запрещало землеустроительным комиссиям и «Крестьянскому банку» передачу казенной земли люмпенам, не имевшим инвентаря и рабочего скота. Приобретать казенные земли на льготных условиях могли лишь относительно состоятельные хозяева.

Таким образом, из анализа развития крестьянских (фермерских) хозяйств видна роль государственной поддержки и в особенности важна роль личностей представителей власти как на федеральном, так и на местном уровнях. При этом государство и его представители должны быть озабочены не столько производством сельскохозяйственной продукции, а сколько созданием благоприятных условий для их реализации, улучшением социальных условий для лиц, проживающих в малых поселениях, пропаганде фермерства и др. Такая политика будет вполне соответствовать требованиям ВТО, полноправным членом которой Россия уже является. Надежды на осуществление такой политики обусловлены содержанием принятых целевых федеральных и региональных программ по развитию сельского хозяйства, различных отраслевых программ, в том числе по развитию К(Ф)Х и тем, что проект «Российский фермер» является проектом партии «Единая Россия», фактом назначения нового министра сельского хозяйства России Н.В. Федорова, который будучи президентом Республики Чувашия, многое сделал именно в развитии социальной сферы села. Перспективы развития села в целом обозначены в проекте концепции Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» [8]. К сожалению, в ней никак не отражено развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, малых поселений. Данный факт является просто казусным, когда признается необходимость развития фермерства, а решение проблем мест проживания фермеров, улучшения социальной инфраструктуры крестьянских (фермерских) хозяйств на перспективу, исходя из проекта основной социальной программы развития села, остается непонятным. Если срочно не внести поправки в вышеназванный проект, может повториться ошибка государственного масштаба, которая произошла при реализации программы

«Развитие АПК» по подпрограмме «Развитие малых форм хозяйствования». Как известно, тогда выдавались целевые льготные кредиты владельцам личных подсобных хозяйств на приобретение сельскохозяйственных животных, а они, проживая в деревнях и селах, не имея достаточных земельных ресурсов, были вынуждены использовать полученные деньги на другие цели, фиктивно оформляя приобретение скота. Поэтому необходимо стимулировать расселение сельчан по хуторам, малым поселениям в условиях достаточных земельных ресурсов.

В сельском хозяйстве земля является главным ресурсом производства, поэтому только организация неиспользуемых земель, возрождение малых сельских поселений через развитие фермерских хозяйств позволит нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции, создать на селе новые рабочие места, повысить уровень благосостояния людей, сформировать на селе так называемый «средний класс», улучшить социальную обстановку.

1. Бурятия в цифрах: стат. сб. / Бурятстат. — Улан-Удэ, 2011. — С. 61.

3. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия. Т. 27., 1977. — С. 203.

4. Проведение научных исследований и разработка методических рекомендаций по технико-экономическому обоснованию и составлению перспективных пилотных проектов комплексной застройки и благоустройства сельских поселений: отчет о науч.-исслед. работе (промежуточный). — М.: Финансовый и организационный консалтинг. -2008. — С. 12-18.

5. О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения: доклад. — М.: МСХ РФ. — 2011. — С. 16-17.

6. О реализации ОЦП «Развитие пилотных семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы: доклад. — М.: МСХ РФ. 2012. — С. 7-24.

8. Концепция ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года» (проект).

Потаев Виктор Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой организации производства, коммерции и предпринимательства Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.

элеватор для систем отопления технические характеристики

корпус зернового элеватора нижнего 142.50 03.010

строительство зерновых элеваторов

куплю фермерское хозяйство возле тюмени

площадь земель крестьянского хозяйства отведенная посадка