Согласно одному из принятых определений, франчайзинг — это вертикально-кооперативная организационная система юридически самостоятельных компаний, реализующих товары и услуги на основе договора. Эта система проявляется как единая структура и отличается распределением функций между партнерами: одна компания (называемая франчайзером или материнской компанией) дает дочерней компании (называемой франчайзером или франчайзи) лицензию на осуществление определенной предпринимательской деятельности. Это делается на точно определенных договорных условиях.
Франчайзинг позволяет начать бизнес со значительно меньшим капиталом, чем в обычном случае самостоятельного предпринимательства. Это связано с сэкономленными затратами на исследования и построение успешной системы работы, обеспечиваемой головной компанией, о чем указывают отзывы о франшизе .
Двумя основными типами франшизы являются франшизы по распространению продукции и франшизы бизнес-формата.
Большинство франшиз, действующих в мире, являются франшизами бизнес-формата. С ними франчайзи не только получает право работать под логотипом франчайзера, но и использует его специфическую систему организации бизнеса.
В отличие от франшиз бизнес-формата, дистрибьюторские франшизы, как правило, не предлагают детальной системы организации бизнеса. В этом типе чаще всего франчайзи распространяет продукцию, произведенную франчайзером – автомобили, бензин, напитки и т. д.