Курсовая работа на тему Крестьянские (фермерские) хозяйства и перспективы их развития в Кемеровской области
Актуальность темы исследования. Экономическая реформа 90-х годов XX века предусматривала конструктивные преобразования в аграрном секторе страны. Развитие рыночных отношений в аграрном секторе России предполагает развитие многоукладной экономики, наличие многообразия форм хозяйствования и предоставляет большие возможности крестьянам для проявления самостоятельност и и предприимчивости .
С образованием крестьянского (фермерского) сектора в значительной степени связывались надежды на формирование качественно нового слоя сельских товаропроизводит елей, создание экономической базы и решение проблемы, связанной с обеспечением населения продовольствием. Успешная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств должна стимулировать конкуренцию на рынке продуктов и труда между этими хозяйствами и другими сельскохозяйстве нными предприятиями, способствовать повышению эффективности сельскохозяйстве нного производства.
Оценивая развитие современного сельскохозяйстве нного производства необходимо отметить, что, несмотря на все субъективные и объективные трудности, фермеры нашли свою экономическую нишу в аграрном секторе экономики России, и, как любая форма хозяйствования, эти предприятия требуют дальнейшего, более глубокого и последовательног о изучения. Особая актуальность исследования этих вопросов в современных условиях и определила выбор темы курсовой работы.
В настоящее время на этапе становления рынка продолжается ухудшение экономической ситуации в аграрной экономике во многих регионах страны.
В этих условиях в АПК России и в региональных агропромышленных комплексах особенно важную роль для осуществления экономических преобразований приобретают разработки эффективных программ реализации перехода к рынку и функционирования многоукладной экономики с учетом экономических, исторических, природных, демографических особенностей каждого региона.
Жизнь показывает, что формирование рыночных отношений в аграрной сфере экономики требует продуманного и взвешенного подхода, обоснования и многообразных форм собственности и способов хозяйствования.
Тема курсовой работы — « Крестьянские (фермерские) хозяйства и перспективы их развития в Кемеровской области », весьма актуальна. Ведь крестьянские хозяйства поставляют населению продукты питания, поэтому все изменения, происходящие в КФХ, непосредственно или косвенно влияют на всю экономику наших регионов России, оказывают влияние на уровень жизни людей. Цель курсовой работы: определить место крестьянских хозяйств в экономике России, осветить их основные проблемы и пути восстановления и дальнейшего процветания.
В Кемеровской области для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
-рассмотреть место и роль крестьянских хозяйств в АПК;
-изучить особенности крестьянских хозяйств Кемеровской области;
-проанализироват ь сложившиеся проблемы развития КФХ и выявить пути их решения;
-определить перспективы дальнейшего развития фермерских хозяйств.
Информационной основой данной работы были гражданский кодекс, научные статьи исследователей и специалистов, статистические сборники и другая литература.
Глава 1. Общие положения о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
1.1 Крестьянское (фермерское) хозяйство – сущность и особенности
Почему это хозяйство носит двойное название? Дело в том, что при принятии Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве подчеркивалось, что понятие «крестьянское хозяйство»
употреблено, поскольку речь идет о хозяйстве, связанном с традиционным укладом, привычным для российского крестьянина. Однако словом «фермерское» подчеркивается, что имеется в виду современное индустриальное сельскохозяйстве нное производство. Кроме того, это слово отделяет такое хозяйство от других, смежных с ним, например, от личного подсобного хозяйства колхозников, работников совхозов и
Крестьянское (фермерское) хозяйство может создаваться одним человеком, семьей, либо группой лиц (ст. 1). Это могут быть бывшие колхозники или работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, вышедшие из них для ведения хозяйства индивидуально, семьей или группой лиц, а также граждане, таковым
и не являющиеся. Фермерами могут стать горожане, бывшие военнослужащие. Таким образом, Закон устанавливает широкий круг граждан, которые вправе вести крестьянское хозяйство.
Фермерское хозяйство — самостоятельный хозяйствующий субъект (ст. 1). Это означает, что оно является специфичной формой свободного предпринимательс тва, основанного на принципах экономической выгоды. Предпринимательс кая деятельность, в соответствии с Законом о предприятиях и предпринимательс кой деятельности, представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую ими на свой риск и со своей имущественной ответственностью (ст.1). Форма осуществления предпринимательс кой деятельности — предприятие (ст. 4), выступающее самостоятельным хозяйствующим субъектом, каковым и является крестьянское хозяйство. Но прежде всего его цель, конечно, — производство. [7, с. 165] В ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве сказано, что оно осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйстве нной продукции на основе использования принадлежащего ему имущества и земельного участка. [15]
Крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательс кую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйстве нной продукции), основанную на их личном участии. [2, с. 365]
Принципы организации крестьянских (фермерских) хозяйств:
Самостоятельност ь в выборе хозяйственных партнеров и форм взаимодействия с ними;
Право выбора варианта предоставления земельного участка;
Достаточность средств (ресурсов) с учетом планируемых объемов производства;
Равноправность экономических условий функционирования ;
Полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. [ 4, с. 75 ]
Собственность КФХ (ст. 2 Закона о собственности) выступает как частная. Это может быть индивидуальная и общая (коллективная) собственность, долевая или совместная (ст. 8 Закона о предприятиях и предпринимательс кой деятельности). Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляется всеми собственниками по их взаимному согласию (см. также ст. 14 и 15 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Отсюда следует, что общая собственность крестьянского хозяйства есть его собственное имущество, на чем базируется его самостоятельност ь. [15]
Членами крестьянского хозяйства являются все трудоспособные члены семьи, если хозяйство семейное, либо все трудоспособные граждане, совместно его ведущие. Членство в хозяйстве добровольное. Любой член хозяйства может из него выйти. При этом соблюдается принцип неделимости земельного участка. Выходящему выдается денежная стоимость имущественного и земельного пая. Все члены хозяйства самостоятельно и по совместному согласию ведут дела, распределяют доходы, реализуют продукцию. Если в хозяйстве один человек, он же является и его главой. В семейных и групповых хозяйствах глава выбирается всеми членами. Обычно это происходит по договоренности, но, разумеется, данный вопрос может решаться и большинством голосов.
Наибольший интерес и сложность вызывает ответственность членов по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства.
В случае, если хозяйство не сможет расплатиться по своим обязательствам, к нему последовательно применяются несколько процедур банкротства, последняя из которых – конкурсное производство (т.е. продажа имущества крестьянского (фермерского) хозяйства для расчета с кредиторами).
В конкурсную массу крестьянского хозяйства (имущество, за счет продажи которого удовлетворяются требования кредиторов) включаются находящиеся в общей собственности членов крестьянского хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйстве нные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое, приобретенное для крестьянского хозяйства, на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. [3, с.85-86]
Имущество, принадлежащее главе и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского хозяйства, не включается в конкурсную массу.
Главой крестьянского хозяйства может быть любое дееспособное лицо, состоящее в данном хозяйстве, очевидно, трудоспособное. Нетрудоспособный человек вряд ли может успешно осуществлять соответствующие функции, поэтому в практике таких случаев не встречается. Не обязательно главой должен быть старший по возрасту (отец, старший брат и др.). Важно, чтобы он наилучшим образом справлялся со своими функциями, будучи специалистом в сельском хозяйстве, опытным экономистом и др. Обычно данный вопрос именно таким образом и решается.
Глава должен ответственно выполнять свои функции (рис. 1), он действует в соответствии с решением членов хозяйства, в их интересах, следовательно, специальной доверенности от их имени не требуется. Если в результате предпринятых им законных шагов наступают неблагоприятные последствия (причиняется ущерб), ответственность несут все члены хозяйства. [15]
Деятельность КФХ относится к коммерческой и облагается налогами. Налоги, уплачиваемые КФХ, зависят от результатов деятельности и выбранной системы налогообложения. Выбор системы налогообложения для КФХ широк: можно применять традиционную систему налогообложения, один из вариантов упрощенной системы налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
При выборе системы налогообложения следует учитывать, что по сути налогами облагаются доходы физических лиц. В КФХ есть две категории физических лиц: члены КФХ и наемные работники. По заработной плате наемных работников налоги и страховые взносы уплачиваются в таком же порядке, как и у любого другого работодателя. [6, с. 113-115]
Во время обсуждения Закона, вопрос о том, какое место в системе аграрных экономических отношений займет крестьянское хозяйство, многими в Верховном Совете России понимался по-разному. Одни считали, что фермерское хозяйство с самого начала придет на смену совхозно-колхозному производству, другие полагали, что оно будет альтернативой этой системы; третьи были уверены в том, что в связи с отсутствием условий для развития хозяйств они станут л
ишь спутниками колхозов и совхозов и не смогут существовать без поддержки последних. В соответствии с приведенными позициями решался вопрос об экономической самостоятельност и фермеров. Оставление крестьянского хозяйства в орбите колхозов и совхозов предполагало его ведение лишь на основе аренды земли у колхозов и совхозов, включение его в систему их материально-техн ического обеспечения и сбыта. Отсюда выдвигался и начал реализовываться остаточный принцип наделения крестьянских хозяйств землей — сначала из бросовых, ненужных, неиспользуемых земель, затем с ограничениями, чтобы не нарушался севооборот колхозов (совхозов), из которых земли выделялись.
Однако в итоге законодатель пошел по другому пути. В ст. 2 Закона о крестьянском хозяйстве был закреплен принцип равенства предприятий в хозяйственной деятельности независимо от форм собственности: крестьянские хозяйства являются равноправным звеном экономической системы наряду с государственными , коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. Но поскольку все равноправные предприятия, как сказано в Законе, функционируют в единой экономической системе России, остановимся на экономической роли в ней крестьянских хозяйств. [15]
Большую часть сельскохозяйстве нных предприятий пока составляют колхозы и совхозы.
Конечно, если бы не было некоторых сложностей, фермеризация пошла бы быстрее. При этом наблюдается и обратный процесс: многие фермеры возвращают землю, бросают хозяйство. Так, за 1992 год более 3 тыс. ферм из-за безвыходного положения прекратили свое существование.
Поэтому совершенно правильным следует считать заявление правительства Российской Федерации на VII Съезда народных депутатов о том, что теперь главное направление фермеризации — не расширение сети крестьянских хозяйств, а укрепление уже существующих, создание им всех необходимых экономических и материально-техн ических условий. [3, с. 55]
Предельные размеры участков устанавливаются краями, областями, республиками, исходя из местных условий. [12]
Например, фермер имеет 5,6 га земли, 3 коровы, 4 теленка, 6 поросят, планирует и дальше развивать животноводство, точнее, свиноводство, но пока у него нет финансовых возможностей, а другой фермер получил 3 млн. руб. в кредит, купил за 2,5 млн. комбайн, хочет приобрести грузовой автомобиль. Кредитов больше нет, а покупать надо еще очень многое. Подобных примеров множество. По данным статистики, в России на сто крестьянских хозяйств приходится в среднем 55 тракторов, 23 автомобиля, 11 зерноуборочных комбайнов. Более половины фермеров не обеспечены водопроводом, одна треть — электроэнергией, 40 % не имеют нормальных подъездных дорог. В среднем на одно хозяйство приходится 4 головы крупного рогатого скота.
К сказанному нужно добавить следующее: цены на сельхозтехнику были государством отпущены и возросли в 13-17 раз (это только за один год), а закупочные цены на сельхозпродукцию до сих пор им жестко регулируются и повысились только в 4-6 раз. [11]
В Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) говорится, что государство должно способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов. (Рис.2)[15]
Государство содействует развитию крестьянских хозяйств через свои органы. Так, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляет мероприятия, связанные с регулированием земельных отношений (учет земель, ведение кадастра и мониторинга земель, землеустройство) . Он производит государственный контроль за использованием и охраной земель, выявляет случаи нарушения земельного законодательства , привлекает нарушителей к ответственности. Вся эта деятельность непосредственно касается крестьянских хозяйств. Комитет ведет большую разъяснительную работу, дает ответы на многочисленные запросы фермеров. Его инструкции и другие акты оказывают фермерам практическую помощь в вопросах организации земельной территории, ее использования.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия и его органы участвуют в разработке и осуществлении целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе фермерства, в реорганизации колхозов и совхозов, выделяют (вместе с АККОР) финансовые, кредитные и материально-техн ические средства. Регулирующая и разъяснительная работа Министерства, ответы на запросы фермеров также играют существенную роль. [2, с. 259]
Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2) закрепляется равноправие фермеров в их взаимоотношениях с государством, другими предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. И государство гарантирует это равноправие. Последнее заключается прежде всего в том, что не допускается вмешательство государственных, общественных, кооперативных органов в хозяйственную и иную деятельность фермера. Он самостоятельно определяет направления развития и специализацию хозяйства, севообороты, виды и отрасли животноводства, решает, какие договоры и с кем заключать, как и где реализовать произведенную продукцию и т.п. Но в Законе имеется важная оговорка: вмешательство не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользовател ями законодательства . Имеются в виду нормы земельного, экологического, финансового законодательства , законодательство о собственности, предприятиях, противопожарные, санитарные нормы и т.п. При их несоблюдении соответствующие государственные органы (например, пожарные, санитарные, финансовые инспекции и др.) вправе вмешиваться в деятельность фермера, давать ему предписания и указания, налагать штрафы, привлекать к ответственности, установленной законодательство м. [14]
Если в результате неправильного вмешательства государственных и других органов в деятельность фермера нарушены его права и при этом причинены убытки, в том числе имеется упущенная выгода, ущерб возмещается ему за счет виновных органов. Споры по таким вопросам разрешаются судом.
Правда, подобная практика еще недостаточно сложилась, но можно дать некоторые рекомендации. Например, если фермеру в результате вынесенного решения или предпринятого действия не дали вывезти и продать на рынке выращенную им сельхозпродукцию и он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных лиц, запретивших продажу.
Часть к «непокорным» фермерам применяют меры «убеждения» в виде перекрытия водопроводов, отключения электроэнергии и пр. Если по этой причине он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных лиц, давших соответствующее распоряжение. В таких случаях фермеру следует обратиться в суд или арбитражный суд с исковым заявлением, в котором он должен указать характер и размер убытков вместе с упущенной выгодой, назвать причину потерь. Заявление должно содержать просьбу создать комиссию по определению убытков. Если фермер не согласен с решением суда, он может обжаловать его в вышестоящем суде или арбитражном суде. Кроме того, фермеру возмещаются за счет виновных юридических или физических лиц все другие убытки, например, при незаконном изъятии земли и имущества, порче, уничтожении техники и т.д. Они взыскиваются судом по заявлению потерпевшего. Их размер также определяется судом либо арбитражным судом.
В соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве отношения фермера с предприятиями, организациями, гражданами, с государственными органами управления строятся на основе договоров. Данное положение также является очень важным. Договор подчеркивает самостоятельност ь сторон, дисциплинирует их, а в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения предусматривает имущественные санкции — пени, неустойки, штрафы и др. Законодательство м (основами гражданского законодательства ) предусмотрено около 20 типов договоров — как обычных (купли-продажи, дарения, мены, займа и др.), так и специальных (договоры на материально-техн ическое обеспечение, производственно- техническое обслуживание, реализацию сельхозпродукции , кредитование, залог земель и др.). Фермер может по своему усмотрению выбирать партнеров и вид договора. В этом отношении у него большие возможности, важно только правильно составить договор, не упустив важные моменты, для чего целесообразно прибегнуть к помощи юриста. В договоре необходимо предусмотреть меры взаимной имущественной ответственности сторон, иначе их права не смогут быть защищены в суде или арбитраже.
воему усмотрению может продавать или приобретать имущество за наличный расчет или открыть счет в учреждении любого банка. [15]
Глава 2. Современное состояние и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств Кемеровской области.
2.1 Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в Кемеровской области.
В 2012 году особое место в АПК Кузбасса заняли малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В этом секторе производится около 50 % общего объема производства
валовой продукции сельского хозяйства.В Кемеровской области создано 59 сельскохозяйстве нных потребительских кооперативов, в том числе 26 снабженческо-сбы товых, 14 перерабатывающих и 19 кредитных.[ 2, с. 295]
Крестьянские (фермерские) хозяйства являются формой хозяйствования, созданной в процессе реорганизации колхозов и совхозов. [11]
В кадастровом учете указывается, что основная часть земель для ведения фермерских хозяйств выделяется гражданам в собственность за счет земельных долей, а также предоставляется в аренду.
Рассмотрим размеры посевных площадей крестьянских хозяйств, для сравнения возьмем также данные сельскохозяйстве нных организаций. Вся информация представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Вся посевная площадь сельскохозяйстве нных культур, тысяч гектаров
В 2012 году посевные площади крестьянских хозяйств занимали 32,8%. В то время как хозяйства населения занимают всего 6,5%. Наибольшие территории занимают сельскохозяйстве нные организации – 60,7%. [ 1, с. 59 ]
За период с 2008 по 2012 год площади, используемые КФХ, уменьшились на 45,5 тыс.га и составили 333,4 тыс. га.
Отклонения 2012 года к 2008 оказались отрицательными, это указывает на тенденцию к снижению размеров площадей.
В 2008 году размер посевных площадей сельскохозяйстве нных организаций был больше, чем у крестьянских хозяйств в 1,8 раз, такой же показатель оказался и в 2012 году, т.е. уменьшаются размеры площадей не только в крестьянских хозяйствах, но и в сельскохозяйстве нных организациях. Основная причина изменения: прекращение срока действия договоров аренды земель фонда перераспределени я в Тисульском и Мариинском районах. [4, с. 85]
Проанализируем основные показатели деятельности крестьянских хозяйств за период с 2008 по 2012 годы.
В таблице 2 указаны размеры площадей, занятые сельскохозяйстве нными культурами сельскохозяйстве нных организаций и крестьянских хозяйств.
Таблица 2 — Посевная площадь зерновых культур и картофеля, тыс. га
Проанализировав таблицу 2, мы видим, что крестьянские хозяйства отстают от сельскохозяйстве нных организаций, в 2012 году площадь зерновых культур, принадлежащая сельскохозяйстве нным организациям, была больше, чем у крестьянских хозяйств в 1,4 раз, а площади, занимаемые картофелем в 2,2 раза.
Отклонения 2012 года к 2008 зерновых культур были отрицательными, а картофеля наоборот положительными.
Из 333,4 тыс. гектаров на посев картофеля приходилось в 2012 году 1,7 тыс. га, в 2011 – 2,5 тыс. га. На посев зерновых и зернобобовых культур в 2012 году – 265,4 тыс. га, в 2011 году – 279,5, максимальную площадь они занимали в 2008 году – 300,7. На посев овощных культур, в 2011 году – 0,2 тыс. га, эту площадь они занимают последние 5 лет. На кормовые культуры в 2012 году отводилось 50 тыс. га – это меньше, по сравнению с 2008 годом, на 14,5 тыс. га.
Производство зерновых крестьянскими фермерскими хозяйствами в 2008 и 2009 году постепенно возрастает, а с 2010 года оно стремительно падает. 2009 год был самым урожайным за последние 5 лет.
Рассмотрим урожайность крестьянских хозяйств за 2008 — 2012 годы в таблице 3.
Таблица 3 — Урожайность КФХ, центнеров с 1 га убранной площади
Как показывает таблица 3, в данный момент крестьянские хозяйства терпят большие потери урожая, отклонения 2012 года к 2008 составляют около 50 %. С каждым годом урожайность падает. [11]
В 2012 году продукция сельского хозяйства составила 2200 млн. руб. Это самый низкий результат за период с 2008 по 2012 годы. Самый высокий был в 2011 году, он составил 4483 тыс. руб.В структуре продукции сельского хозяйства можно увидеть, что они отстают от других сельскохозяйстве нных организаций. (Рис. 4)
Рис.4 Структура продукции сельского хозяйства за 2010-2011 годы, %
Из них растениеводству принадлежит, в 2012 году – 1475 млн. руб., в 2011 году – 3746. Животноводству – в 2012 году – 725 млн. руб., в 2011 году – 737.
Для выявления тенденций развития проанализируем данные о сборе крестьянскими хозяйствами овощей, зерновых культур и картофеля в таблице 4.
Таблица 4 — Валовой сбор сельскохозяйстве нных культур КФХ, тыс. тонн
Крестьянские хозяйства произвели больше всего овощей в 2008 и 2009 годах, но тем не менее они очень сильно отстают от сельхозпредприят ий и хозяйств населения. В 2012 году от всего объема произведенных овощей, крестьянские хозяйства произвели 0,4 %, в то время как сельхозпредприят ия – 19,3, а хозяйства населения – 80,3.
Отклонения 2012 года к 2008 показывают низкие результаты валового сбора.
Сбор зерновых культур в 2012 году по сравнению с 2008 уменьшился в 2,9 раз, овощей в 4,4, картофеля в 1,6.
Таблица 5 — Структура поголовья скота, в процентах от поголовья скота
Поголовье КРС 2012 года – 15,4 тыс. голов. Из них коров – 7,2 тыс. голов. Поголовье свиней в 2012 году составило 15,4 тыс. голов, что тоже является хорошим результатом деятельности крестьянских хозяйств. Поголовье овец и коз, 2012 год – 6,2 тыс. головы. Поголовье лошадей в 2012 году – 2,1 тыс. головы. Это количество держится на одном уровне последние 3 года.
Производство скота и птицы на убой в 2012 году составила 261 тонну. Это больше, по сравнению с 2008 годом, на 107 тонн.
В 2012 году было произведено молока – 1737 тонн. Яиц – 96 тыс. штук. Это довольно много, т. к. в 2010 году было произведено всего 9 тыс. штук. [15]
По данной информации можно сделать вывод, что к 2012 году крестьянское хозяйство ухудшает результаты своей деятельности, состояние фермерских хозяйств в условиях переходной экономики оказывается не совсем радужным. Можно предположить, что это случилось из-за нестабильности ситуации и неправильности ценовой политики. Однако если государство будет пересматривать ценовую политику и отношение к фермерам, определенные перспективы развития у сельскохозяйстве нных сфер имеются. Это и дальнейшее развитие/внедрен ие новых технологий
, и применение современной техники, и расширение фермерского хозяйства и многое другое. [11]
Для современных крестьянских (фермерских) хозяйств характерен огромный потенциал дальнейшего развития. Однако, существуют определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и поступательному развитию К(Ф)Х.
В числе основных проблем, препятствующих деятельности современных фермерских хозяйств, АККОР отмечает следующие :
1. Отсутствие единого подхода к определению правового статуса фермерских хозяйств. Фактически они сегодня существуют в разных организационно-п равовых формах: юридические лица, ИП, ООО, ОАО, СПК, ТОО и другие. Следствием этого является отсутствие полной, качественной и достоверной информация по фермерству, и, в конечном счете, несоответствие официальных данных Всероссийской сельскохозяйстве нной переписи, данным из регионов, государственной налоговой инспекции и Росстата.
2. Недостаточная эффективность и малая доступность мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, например, в 2008 году только 8,8% КФХ получили субсидированные кредиты. В целом же господдержка, по оценкам АККОР, составляет 2,5% от общей суммы выделяемых средств [2, с. 425].
3. Слабость и недостаточность информационно — консультационног о обслуживания фермеров, выступающая одним из наиболее действенных средств стимулирования сельского хозяйства и обеспечения наиболее высокой окупаемости инвестиций в аграрный сектор. На текущий момент финансирование указанных мероприятий в рамках государственной целевой программы не планируется.
4. Неразвитость структуры сельскохозяйстве нной потребительской кооперации, призванной сделать крестьянские хозяйства более конкурентоспособ ными, а также убрать возможных посредников. Именно кооперация способна объединить фермеров, сформировать крупные партии продукции, обеспечить качественное хранение, переработку, транспортировку, реализацию.
5. Социальная незащищенность фермеров и членов их семей. Так, в современных условиях, глава и члены фермерских хозяйств, оказались не включены в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», что существенно осложняет вопросы оформления инвалидности, социального, пенсионного страхования и т.д.
6. Проблема ценообразования и обеспечения доходности сельскохозяйстве нного производства. Например, сложившаяся на зерновом и молочном рынках ситуация по ценообразованию в современных условиях не удовлетворяет сельскохозяйстве нных товаропроизводит елей и требует срочной разработки и внедрения кардинальных мер. [10, с. 395 — 399]
7. Еще одной важной проблемой деятельности КФХ является то, что не вся продукция реализуется (рис. 3).
Рис.3 Производство и реализация основных видов продукции сельского хозяйства за 2005 — 2012 гг., тыс. т.
Удаленность рынков сбыта, высокая стоимость транспортных услуг, низкие закупочные цены оказывают негативное влияние на их функционирование . Кроме того, в условиях экономического кризиса и ужесточения обеспечительных (залоговых, поручительских) требований к заемщикам обострилась проблема доступности малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам. Этим обусловлена низкая техническая оснащенность хозяйств, ведущая к росту затрат труда.[ 15 ] Поддержка и стимулирование повышения эффективности производственной деятельности крестьянских фермерских хозяйств во многом будет способствовать решению их экономических проблем.
Решить указанные выше проблемы можно после выполнения следующих задач:
нужно увеличить доли и сбалансировать использование имеющихся в России земель сельскохозяйстве нного назначения,
улучшить социальный климат и повысить уровень жизни сельского населения,
технологическое обновление ведения сельского хозяйства в целях повышения устойчивости и повышения конкурентоспособ ности КФХ,
более полное использование предпринимательс кой творческой энергии сельских жителей за счет стимулирования создания фермерских хозяйств.
Для достижения ожидаемых результатов наиболее важная роль отводится созданию новых и совершенствовани е имеющихся механизмов финансово-кредит ной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечению предпосылок развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки и хранения сельскохозяйстве нной продукции.
направления предусматривается дополнить стимулированием инноваций в деятельность современных фермерских хозяйств.
Глава 3. Перспективы развития КФХ в Кемеровской области.
Основными целями развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, являются:
устойчивое развитие сельс ких территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособ ности российской сельскохозяйстве нной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.
Сектор малых форм хозяйствования, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства: 45,3% зерновых культур, 85,8% картофеля, 73,9% овощей, 34,1% мяса и 57,31% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйстве нного предпринимательс тва к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйстве нных потребительских кооперативов в рамках реализации развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйстве нной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Объем государственной поддержки из федерального и областного бюджетов на поддержку малых форм хозяйствования вырос с 48,4 млн. рублей в 2006 году до 58,7 млн. рублей в 2011 году (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).
Объем привлеченных инвестиционных и краткосрочных кредитов и займов в 2011 году по малым формам хозяйствования составил 1022,3 млн. рублей.
Бурный рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ) в начале 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что в 1995 году их численность достигла 1511 единиц. В последующее полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.
Изменение сложившегося негативного тренда сокращения роста численности хозяйствующих КФХ потребует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-эконом ических условиях.
По данным Росстата общая численность крестьянских (фермерских) хозяйств в Кемеровской области по состоянию на 01.10.2011 составляет 1339 единиц
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйстве нным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового КФХ требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособ ными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности. Поддержка начинающих фермеров призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.
При инерционном сценарии развития, фермерский сектор не получит дополнительного источника для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат воспроизводствен ную функцию сельского хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственно й безопасности Российской Федерации и другие общенациональные функции.
3.2 Перспективы крестьянских КФХ Кемеровской области
В результате реализации программных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйстве нной продукции КФХ и к 2014 году достигнет 21,7 млрд. руб.
Также, согласно обоснованным целевым показателям, количество крестьянских (фермерских) хозяйств осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 100 единиц. Предполагается, что за период 2012-2014 годы поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 500 рабочих мест.
В результате область получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличению налоговых сборов.
Реализация развития не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технич еских мероприятий по улучшению качества сельскохозяйстве нных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйстве нных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйстве нную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональны х преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределени ем соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
С учетом проблем КФХ и их решением выделим перспективы:
повышение удельного веса российских продовольственны х товаров в общих ресурсах продовольственны х товаров с учетом структуры переходящих запасов к 2020 году:
увеличение производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 20,8 процента, пищевых продуктов — на 35 процентов;
обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства вразмере 4,5 процента;
повышение среднего уровня рентабельности крестьянских хозяйств не менее чем до 10 -15 процентов (с учетом субсидий);
доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 55 процентов.
Выводы и предложения
В своей повседневной деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются со многими трудностями. Это связано с тем, что институт фермерства появился сравнительно недавно и в законодательстве Российской Федерации не было чёткой нормативной базы.
Имущество крестьянского хозяйства, как и земельный участок, является по ГК РФ общей совместной собственностью членов хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное.
Сейчас в Российском законодательстве идет борьба между двумя тенденциями — признанием собственности крестьянского хозяйства либо общей долевой, либо общей совместной собственностью ее членов. С одной стороны, законодатель стремится укрепить крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельскохозяйстве нную деятельность. С другой стороны, налицо постоянные попытки насаждения общей долевой собственности в имуществе крестьянского хозяйства, что предполагает не одного, а множество собственников, за каждым из которых закреплено право на долю в общем имуществе.
Проанализировав положение крестьянских фермерских хозяйств в производстве, мы делаем выводы, что о сновными причинами невысокой эффективности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств являются трудности в реализации произведенной продукции. Поддержка и стимулирование повышения эффективности производственной деятельности крестьянских фермерских хозяйств во многом будет способствовать решению экономических проблем.
Удаленность рынков сбыта, высокая стоимость транспортных услуг, низкие закупочные цены оказывают негативное влияние на их функционирование . Кроме того, в условиях экономического кризиса и ужесточения обеспечительных (залоговых, поручительских) требований к заемщикам обострилась проблема доступности малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам. Этим обусловлена низкая техническая оснащенность хозяйств, ведущая к росту затрат труда.
1. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях рыночной экономики приобрело особую актуальность, так как они являются одной из форм предпринимательс тва и социального обустройства российской деревни.
2. Зарубежный и отечественный опыт формирования и развития аграрных отношений дает основание для утверждения, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой особую форму организации сельскохозяйстве нного производства, характеризующуюс я рядом специфических черт главными из которых являются: экономическая самостоятельност ь, гарантом которой выступает частная собственность на средства производства; правовое и организационное единство; самовоспроизводс тво.
3. В условиях жесткой рыночной конкуренции их развитие становится неустойчивым. Низкая эффективность большинства фермерских хозяйств обусловлена целой группой внешних и внутренних причин. Процесс становления крестьянских хозяйств в современных условиях протекает сложно и неоднозначно. Первые крестьянские (фермерские) хозяйства в Кемеровской области были организованы в 1990 г. и по состоянию на начало 2011 г. их количество составило 1339 хозяйств, общей площадью 333,4 тыс. га. [12]
4. В области прослеживается тенденция к увеличению удельного веса земельной площади, полученной крестьянскими хозяйствами в аренду и снижению удельного веса земли, закрепленной на праве наследуемого владения. Эта тенденция вполне закономерна и логична: человек, решивший связать свою жизнь и жизнь своей семьи с сельскохозяйстве нным производством и организовавший «всерьез и надолго» крестьянское хозяйство, предпочтет закрепить за собой землю.
Расширение арендных отношений свидетельствует, с одной стороны, об оживлении земельного оборота, а, с другой стороны, говорит о том, что некоторая часть крестьянских хозяйств вынуждена расширять свои земельные участки за счет аренды земли, что дает некоторые основания предполагать наличие в этих хозяйствах условий для расширения производства и, следовательно, несет в себе предпосылки для их экономического укрепления и роста. Аренда призвана изменить отношение селянина к труду, возродить крестьянство, через изменение производственных отношений обеспечить лучшие социальные условия жизни села.
5. Структура посевных площадей в фермерских хозяйствах области не однородна и нуждается в совершенствовани и с учетом специализации хозяйств и непременного роста поголовья животных. Приоритетным направлением в развитии отрасли растениеводства является производство зерновых культур, урожайность за анализируемый период по области у крестьянских (фермерских) хозяйств составляла 20,3 — 9,1 центнеров с 1 га убранной площади. Следует отметить увеличение посевных площадей, занятых производством картофеля, за период с 2008 -2012 гг. по совокупности крестьянских хозяйств области с 3,6 до 4,8 %. Ноуменьшились площади кормовых культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах с 23,4 до 20,8%. [14]
6. В 2012 году урожайность зерновых в крестьянских (фермерских) хозяйствах равна урожайности в крупных сельхозпредприят иях. Следует учесть, что в общественном секторе урожайность была ниже с 2008 по 2011 год и только в 2012 г. этот показатель был равен показателю крестьянских (фермерских) хозяйств. Урожайность картофеля в крестьянских хозяйствах в 1,3 раза ниже, чем в крупных сельхозпредприят иях.
7. За анализируемый период в республике уменьшение поголовья скота было заметно по всем видам сельскохозяйстве нных животных. На конец 2012 г. численность крупного рогатого скота в крестьянских хозяйствах Кемеровскойоблас ти составила 15,4 тыс. голов, в том числе коров –7,2 тыс. голов. В целом по области уменьшилось поголовье крупного рогатого скота в 1,1 раз, в т.ч. поголовье коров –1,1 раз.
8. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2012 г. произведено: зерна –206 тыс. тонн, картофеля –17,5 тыс. тонн, овощей –0,9 тыс. тонн, мяса в живой массе — 3 тыс. тонн, молока -26,7 тыс. тонн. Анализ динамики валового производства продукции (с 2008 г. по 2012 г.) показал уменьшение объемов производства каждого вида продукции. Исключение составляет поголовье птицы, кроликов. Оно имело тенденцию к увеличению.
9. В структуре каналов реализации зерна наибольший удельный вес имеют продажи организациям и предпринимателям — 71,6%, по бартеру -26,2%. То есть крестьянские (фермерские) хозяйства предпочитают сбывать произведенное зерно с наименьшими затратами на его реализацию за реальные «живые» деньги или в обмен на необходимые материальные ценности.
10. За анализируемый период каналом реализации крестьянскими хозяйствами зерна остается продажа его государственным закупочным организациям в республике, удельный вес, которого составляет всего 2,2%. Установленные низкие закупочные цены, дороговизна транспортировки, большие объемы требуемых закупок и существенные задержки с оплатой продукции вынуждают фермеров искать другие каналы сбыта. Определенная доля товарной продукции реализуется фермерами через посредников – перекупщиков. Поэтому в перспективе можно было бы организовать торговлю по типу американских прифермерских рынков. [16]
11. Основными каналами сбыта молока для крестьянских хозяйств в течение исследуемого периода являются рынок (89,4%) и государственные (акционерные) молочноперерабат ывающие предприятия (4,2%). Обозначилась тенденция по снижению значения канала реализации мясной продукции, как рынок, и напротив, возросло значение канала сбыта как личные перерабатывающие предприятий — бойня и мясокомбинаты.
12. Главным условием развития крестьянских (фермерских) хозяйств и становления их полноправными конкурентами на рынке продовольствия является правовая и финансовая поддержка со стороны государства. Уменьшение размеров финансовой помощи явилось одной из причин замедления развития, процесса образования новых и прекращения деятельности действующих крестьянских (фермерских) хозяйств.
13. Для определения размеров и объемов производства целесообразно тщательно просчитать все показатели на модельном хозяйстве, которое может реально существовать с заданной земельной площадью и поголовьем животных. В связи с этим нами разработаны модели наиболее перспективного направления развития крестьянских (фермерских) хозяйств в отраслях сельского хозяйства.
14. Исходя из фактического положения, когда нынешние хозяйства не располагают для ведения нормального производства необходимыми средствами производства, на первый план необходимо выдвигать изыскание возможностей кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств. В работе предлагается наиболее эффективная модель организационного и экономического механизма кооперирования крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также и агросервисными, перерабатывающим и и другими организациями.
15. Важное значение для повышения эффективности производственной деятельности любого крестьянского (фермерского) хозяйства имеет оптимальный выбор производства продукции и сочетание отраслей. В связи с этим, предлагаем использовать модели по оптимизации производственной структуры и перспективных направлений развития крестьянского (фермерского) хозяйства
сельскохозяйственный производственный потребительский кооператив
сельскохозяйственные предприятия
ведение личного крестьянского хозяйства