Новый курс» в сельском хозяйстве СССР (к 60-летию аграрной реформы 1953 г, г в сельском хозяйстве

«Новый курс» в сельском хозяйстве СССР (к 60-летию аграрной реформы 1953 г. ) Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мотревич В. П.

В статье показано состояние сельского хозяйства СССР в начале 1950-х гг., исследуются причины низких темпов его развития в послевоенные годы. В результате показатели развития сельского хозяйства страны стали ухудшаться. В 1953 г. валовой сбор основной сельскохозяйственной культуры был гораздо меньше довоенного. Заготовки зерновых оказались значительно ниже, чем это требовалось для продовольственных и семенных нужд. Это поставило страну на грань очередного голода. Послесталинское руководство страны было поставлено перед выбором направления дальнейшего социально-экономического развития. В результате внутренней борьбы в высшем советском руководстве определились основные направления экономического развития. Первым по значимости являлось укрепление обороноспособности страны. Второй приоритет это аграрный сектор. Таким образом, после смерти И. В. Сталина новое советское руководство, пытаясь найти выход из кризиса, пошло на либерализацию в экономике. Выявлены этапы и основные направления корректировки социальноэкономического курса страны, обусловленные решениями пятой сессии Верховного совета СССР и Сентябрьского пленума ЦК КПСС. Охарактеризованы основные направления аграрной реформы 1953 г. отмена порядка планирования и учета выполнения заданий по развитию животноводства, разрешение выдачи колхозникам авансом примерно 25,0 % денежных средств, поступающих от реализации скота и продукции животноводства. Охарактеризованы изменения в налогообложении крестьянских дворов, в результате чего было введено обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников , получаемых ими от личного хозяйства, а также значительное уменьшение сельскохозяйственного налога . Среди направлений реформирования увеличение размеров оплаты работникам МТС, наделение механизаторов приусадебными участками, расширение подготовки

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мотревич В. П.

“New course” in the agriculture of the USSR (to the 60th anniversary of the agrarian reform in 1953)

Текст научной работы на тему ««Новый курс» в сельском хозяйстве СССР (к 60-летию аграрной реформы 1953 г. )»

«НОВЫЙ КУРС» В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР (К 60-ЛЕТИЮ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 1953 Г.)

В. П. МОТРЕВИЧ.М 620075- г- Екатеринбург, . . ?! ул. К. Либкнехта, д. 42;

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой, ^ £ел. 89122830414

Уральский государственный аграрный университет j j e-mail: vladimir.motrevich@mail.r

Положительная рецензия представлена А. В. Черноуховым, доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета имени Первого Президента РФ Б. Н. Ельцина.

После окончания Второй мировой войны послевоенная социально-экономическая политика в Союзе ССР в основном повторила все черты форсированного развития 1930-х гг., негативный опыт которого не был учтен. Восстановление народного хозяйства проводилось главным образом за счет сельского хозяйства и экономии на социальном обеспечении населения. Самые негативные последствия для развития советской экономики сыграло и разделение мира на две враждебные системы. На рубеже 1940-1950-х гг. промышленно развитые страны приступили к внедрению в производство достижений современной научно-технической революции, что привело их к новому, постиндустриальному этапу развития. В СССР же сверхцентрализованная директивная советская экономика оказалась неспособной к широкому внедрению достижений НТР (за исключением ВПК) и стала отставать от стран с рыночной экономикой. В результате в начале 1950-х гг. показатели развития сельского хозяйства страны стали ухудшаться. В 1953 г. валовой сбор основной сельскохозяйственной культуры — зерна — оказался на уровне 1950 г. и был гораздо ниже довоенного. Заготовки зерновых оказались значительно ниже, чем это требовалось для продовольственных и семенных нужд. Это поставило страну на грань очередного голода [1]. Чтобы накормить страну, советское правительство было вынуждено разбронировать зерно из неприкосновенных государственных запасов [2].

Таким образом, в начале 1950-х гг. первоочередной задачей сельского хозяйства был подъем зернового производства, что было следствием ситуации с продовольственным снабжением страны. После-сталинское руководство страны было поставлено перед выбором направления дальнейшего социально-экономического развития. Преемники И. В. Сталина понимали, что прочность их положения зависит от проведения такой внутренней политики, которая, с одной стороны, являлась бы продолжением линии на построение коммунизма, а с другой — нацеливала на решение насущных человеческих проблем. В результате внутренней борьбы в высшем советском руководстве определились основные направления экономического развития. Первым по значимости являлось укрепление обороноспособности страны. Второй приоритет — это аграрный сектор. Таким образом, после смерти И. В. Сталина новое советское

руководство, пытаясь найти выход из кризиса, пошло на либерализацию в экономике.

Начало корректировке социально-экономического курса было положено в 1953 г. решениями в области сельского хозяйства, принятыми августовской сессией Верховного Совета СССР и сентябрьским Пленумом ЦК КПСС. В марте 1953 г. Министерством финансов СССР для Председателя совета министров СССР Г. М. Маленкова была подготовлена докладная записка о налоговой политике в деревне. На основе расчетов доходности крестьянских хозяйств в соотношении с ростом налогов за 1949-1953 гг. в записке был сделан вывод о возникновении «диспропорции в сторону экономически неоправданного увеличения налогового обложения крестьян». Этот вывод был поддержан и обоснован в докладе министра сельского хозяйства и заготовок СССР А. И. Козлова, направленном Г. М. Маленкову в июле 1953 г. Доклад можно считать первичным документом, который лег в основу как речи Г. М. Маленкова на пятой сессии Верховного Совета СССР в августа 1953 г., так и речи Н. С. Хрущева на Сентябрьском пленуме ЦК КПСС. Доклад А. И. Козлова представлял собой документ аналитического характера, где в обобщенном и систематизированном виде говорилось о недостатках в аграрной политике и предлагались конкретные меры по их искоренению [3].

Летом 1953 г. в СССР шла подготовка к аграрной реформе, в июле вопрос о предстоящей реформе был обсужден на Пленуме ЦК КПСС. Начало реформе положил Председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков. 8 августа 1953 г. он выступил с речью на пятой сессии Верховного Совета СССР [4]. В выступлении главы правительства говорилось о необходимости смены приоритетов во внутренней политике, повороте экономики к человеку. Особое внимание в докладе Г. М. Маленкова уделялось обоснованию нового курса в аграрной политике. Глава правительства СССР предложил в два раза снизить сельхозналог, списать недоимки прошлых лет, а также изменить принцип налогообложения жителей села. На той же сессии Верховного Совета СССР был принят новый закон о сельскохозяйственном налоге, представлявший собой коренную реформу системы налогообложения, действующую с 1939 г. До этого сельхозналог взимался по принципу прогрессивных ставок, то есть исчислялся от доходности крестьянских хозяйств с уче-

Примечание: источник — Российский государственный архив экономики (далее -Л. 1,2; Д. 5302. Л. 1,2; Д. 5303. Л. 1,2; Д. 5304. Л. 1,2.

Маленков Георгий Максимилианович (1902-1988) — советский политический деятель, Председатель Совета Министров СССР в 1953-1955 гг.

том доходов по отдельным видам продукции. В результате наиболее товарные крестьянские хозяйства оказывались в самом невыгодном положении и вынуждены были сокращать размеры сельскохозяйственного производства, либо его замораживать.

Новый закон установил обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога [5]. Это привело к двукратному снижению размеров сельскохозяйственного налога. После выступления на сессии имя Г. М. Маленкова, особенно среди крестьян, стало очень популярным. Так, в информации Свердловского обкома партии переданной в Москву 11 августа 1953 г. говорилось: «Трудящиеся Свердловской области с глубоким удовлетворением встретили выступление на сессии Председателя Совета Министров СССР тов. Г. М. Маленкова» [6].

Вскоре проблемы развития сельского хозяйства были рассмотрены и состоявшемся 3-7 сентября 1953 г. Пленумом ЦК КПСС. С докладом о состоянии сельского хозяйства выступил Н. С. Хрущев, избранный на этом пленуме Первым секретарем ЦК КПСС. В постановлении Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» было указано на запущенность этой важнейшей отрасли народного хозяйства страны. Среди приведших к этому причин указывалось, прежде всего, на нарушение в сельском хозяйстве принципа материальной заинтересованности работников в развитии производства и увеличении его доходности. Было отмечено допускаемые извращения в практике заготовок сельскохозяйственной продукции, когда передовым хозяйствам устанавливались задания в значительно больших объемах, чем отстающим и плохо работающим колхозам. Во многих колхозах нарушенным оказался и важнейший принцип артельного производства — правильного сочетания общественного и личного в артели. Нарушение этого принципа, а также завышенные нормы обязательных поставок с приусадебного хозяйства привели к сокращению пого-

Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971) — советский политический деятель, Первый секретарь ЦК КПСС в 1953-1964 гг. ловья скота в личном пользовании крестьян. На Пленуме было отмечено, что одной из главных причин серьезного отставания сельского хозяйства явилось совершенно неудовлетворительное использование мощной техники, отсутствие квалифицированных инженерно-технических кадров. Подавляющее большинство директоров МТС, главных инженеров и главных агрономов не имеют высшего образования, основная же масса квалифицированных специалистов оседали в различных учреждениях [7].

Принятая на Сентябрьском пленуме 1953 г. программа подъема сельского хозяйства намечала целый комплекс мер по его подъему. Было указано на недопустимость вредной практики завышения заданий для передовых колхозов и установлено, что в пределах одного района должна действовать одна погектарная норма поставок. Был отменен порядок планирования и учета выполнения заданий по развитию животноводства на 1 января каждого года. При таком порядке колхозы, чтобы отчитаться о выполнении плана, были вынуждены сохранять и кормить до 1 января большое количество непродуктивного и выбракованного скота, предназначенного для использования на мясо. Было установлено, что планирование и учет выполнения заданий по животноводству будет производиться по состоянию на 1 октября. Для повышения материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного хозяйства колхозам было рекомендовано по усмотрению общих собраний выдавать колхозникам авансом примерно 25 % денежных средств, поступающих от реализации скота и продукции животноводства. Выдачу колхозникам указанного денежного аванса предлагалось производить ежеквартально в размере до 15 % на все трудодни, выработанные в общественном хозяйстве в истекшем квартале. Пленум ЦК КПСС указал, что необходимо до конца покончить с вредной практикой ущемления интересов населения в отношении скота, находящегося в личной собственности. В результате была списана вся задолженность прошлых лет по обязательным поставкам продукции животноводства государству индивидуальными хозяйствами, не имеющих скота хозяйства колхозников перестали привлекать к выполнению мясопоставок [8].

С ростом машинизации сельского хозяйства дальнейший подъем колхозного производства все в большей степени зависел от работы МТС. Учитывая это, Пленум счел необходимым «направить в 1953 г. из промышленности и других отраслей народного хозяйства инженеров- механиков для работы в машинно-тракторных станциях в качестве директоров, главных инженеров и заведующих ремонтными мастерскими, чтобы в каждой МТС на этих должностях находились, как правило, специалисты с высшим образованием. Для улучшения руководства сельским хозяйством предлагалось значительно сократить управленческий аппарат Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР и штаты его местных органов, с тем, чтобы высвобождающихся из аппарата специалистов направлять на работу в МТС и колхозы. Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР, а также советы министров республик и облисполкомы должны были к весне 1954 г. направить в МТС 100 тыс. агрономов для обслуживания колхозов. В постановлении было указано, что существующий порядок агротехнического и зоотехнического обслуживания колхозов, при котором один специалист сельского хозяйства обслуживает несколько колхозов, не отвечает возросшим задачам, стоящим перед сельским хозяйством. Поэтому в целях агрономической и зоотехнической помощи колхозам было признано необходимым вместо участковых агрономов и зоотехников иметь в МТС агрономов и зоотехников для постоянной работы в колхозах, что-

бы каждый колхоз обслуживался 1-2 специалистами сельского хозяйства, состоящими в штате машинно-тракторных станций. Одновременно предлагалось увеличить размеры оплаты работникам МТС, наделять механизаторов приусадебными участками, расширить подготовку механизаторских кадров путем расширения действующих и организации новых ремесленных училищ, увеличить поставки в МТС современной техники и обеспечить создание соответствующей инфраструктуры для ремонта [9]. Среди намеченных пленумом мер было выделение дополнительных средств на развитие сельского хозяйства. В результате удельный вес сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений в народное хозяйство поднялся с 13,0 % в 1951-1953 гг. до 18,0 % в 1955 г. [10].

Таким образом, если Г. М. Маленков в августе 1953 г. сессии Верховного Совета СССР выступает с речью программного характера, то Н. С. Хрущев на сентябрьском пленуме 1953 г. фактически конкретизирует и развивает его основные положения по аграрному вопросу. В СССР началась полоса мер по реформированию сельского хозяйства. Эффект принятых в 1953 г. решений сохранялся до конца 1950-х гг., В результате если в 1950 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР в сопоставимых ценах 1983 г. составляла 75,6 млрд руб., то в 1960 г. — 122,1 млрд. Таким образом, в результате аграрной реформы 1953 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР увеличилась за 1950-е гг. на 61,5 % [11].

1. Подробнее см. : Мамяченков В. Н. Материальные условия жизни семей промышленных рабочих и колхозного крестьянства Свердловской области в период послевоенного восстановления (1956-1953 гг.). Историко-экономическое исследование. Екатеринбург : АМБ, 2009. 235 с.

2. Богденко М. Л. Совхозы СССР : 1951-1958. М. : Наука, 1972. С. 87.

3. Миронин С. Реформы Маленкова. URL : http://contrtv.ru/common/2375.

5. Закон «О сельскохозяйственном налоге» от 8 августа 1953 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1953. № 7.

6. Мамяченков В. Н. Материальные условия жизни семей промышленных рабочих Свердловской области в 19531964 гг. Историко-экономическое исследование. Екатеринбург : АМБ, 2010. С. 90.

7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т. 4. М. : Политиздат, 1968. С. 21-23.

10. История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5. М. : Политиздат, 1980. С. 350.

11. Подсчитано по : Сельское хозяйство СССР : ст. сб. М. : Статистика, 1988. С. 8.

цепь зернового элеватора кзк 10 0214160

участок крестьянско фермерского хозяйства

зубцовский сельскохозяйственный производственный кооператив

реконструкция элеваторного узла

сельскохозяйственный потребительский кооператив россия