Особенности правового регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств
К индивидуальным предпринимателям закон относит и крестьянские (фермерские) хозяйства.
За последние годы крестьянские (фермерские) хозяйства получили значительное развитие в сельскохозяйственном производстве. Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 г. с принятием вторым Съездом народных депутатов РСФСР программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса. Целью программы являлось формирование качественно новых социально-экономических условий для решения продовольственных задач.
В экономической системе место фермерских хозяйств наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями было определено Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Этот Закон рассматривал крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или труппой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности.
После принятия названного Закона 1990 г. в России стали создаваться фермерские хозяйства. Аграрная политика в это время проводилась государством в форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, решением продовольственных вопросов.
В течение 1992—1994 гг. произошла передача значительной части сельскохозяйственных угодий из собственности государства в индивидуальную и коллективную частную собственность граждан и юридических лиц. Возникли новые организационно-правовые формы коллективных хозяйств. В агропромышленном комплексе начал складываться рыночный механизм. В основном завершилось бесплатное уравнительное наделение новых землепользователей участками.
27 октября 1993 г. был издан Указ Президента РФ № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Согласно этому документу каждому члену коллективного сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежала на праве общей совместной собственности или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю (земельные доли), с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. Собственники земельных долей (паев) наделялись правом без согласия других собственников продавать земельные доли другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции. Названный Указ Президента РФ утратил силу 25 февраля 2003 г., но он сыграл значительную роль в развитии и реализации аграрной политики.
Принятие части первой ГК РФ существенно изменило организационно-правовые условия создания и работы крестьянских хозяйств. Согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет деятельность без образования юридического лица и признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Он представляет права и интересы крестьянского хозяйства в отношениях с государством, юридическими лицами и гражданами.
С момента введения в действие части четвертой ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, а ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г., закреплявшая за ним названный статус, утратила силу в связи с тем, что положения правовых актов, принятых до введения в действие ГК РФ, применяются к крестьянским хозяйствам, поскольку не противоречат ГК РФ.
В связи с возникшей ситуацией назрела необходимость в принятии нового закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вступил в силу 17 июня 2003 г. С этого времени прекратил свое действие Закон РСФСР 1990 г.
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, регулирует порядок его создания и прекращения, устанавливает права и обязанности членов хозяйства.
Подобно ст. 23 ГК РФ указанный Федеральный закон не признает за крестьянским хозяйством статус юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 2003 г. крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, которые, во-первых, связаны родством и (или) свойством; во-вторых, имеют в общей собственности имущество; в-третьих, совместно осуществляют хозяйственную деятельность, базирующуюся на их личном участии. Отсюда вытекает, что в основании фермерского хозяйства заложен принцип родства либо свойства.
Федеральный закон определяет, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей, а также граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства, в количестве не более пяти человек. Членами фермерского хозяйства могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства; признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, его полномочиях и порядке управления фермерским хозяйством; порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из числа его членов; порядке распределения полученных от деятельности фермерских хозяйств плодов, продукции и доходов.
К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены. Прием их осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.
Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти. Выход члена фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению.
Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.
Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной или натуральной форме, плодов, продукции. Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.
Фермерское хозяйство прекращается в случаях единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; при несостоятельности (банкротстве) фермерского хозяйства; при создании на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества, а также на основании решения суда.
Таким образом, в настоящее время в стране функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства с различным правовым статусом: юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. На практике это создает дополнительные трудности не только самим фермам, но и федеральным органам исполнительной власти.
купить картофель в екатеринбурге
какое давление на элеваторном узле
право совместной собственности крестьянского фермерского хозяйства