ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
– содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов различных видов крестьянских (фермерских) хозяйств;
- – оперировать юридическими понятиями и категориями аграрного, гражданского и предпринимательского права, регулирующего деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств;
- – анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств;
- – анализировать, толковать, правильно применять правовые нормы аграрного, гражданского и предпринимательского права, регулирующего деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств;
– принятия решений и совершения юридических действий в отношениях с крестьянскими (фермерских) хозяйствами в соответствии с нормами действующего законодательства.
Понятие и виды крестьянских (фермерских) хозяйств
Современное сельское хозяйство России представляет собой многоукладную систему, в которой функционируют как крупные сельскохозяйственные организации, так и средние и мелкие товаропроизводители, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее – КФХ) и личными подсобными хозяйствами (далее – ЛПХ). Так, если в производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, яиц традиционно высока доля сельскохозяйственных организаций, которая составляет в среднем около 80%, то производство картофеля и овощей – это в основном сфера деятельности мелких сельхозтоваропроизводителей (доля КФХ и ЛПХ в производстве картофеля – 86,9%, овощей – 82,9%). Кроме того, в последнее время КФХ активно осваивают новый сегмент аграрного рынка – производство экологически чистой продукции.
КФХ пользуются всеми видами государственной поддержки, которые предусмотрены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. Кроме того, для них существуют специальные программы, направленные исключительно на поддержку фермерского сектора: «Поддержка начинающих фермеров на период 2012– 2014 годов»; «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012–2014 годы»; субсидии на оформление земельных участков.
КФХ [1] помимо производственной функции выполняют и важную социальную роль, обеспечивая занятость сельского населения, что особенно актуально в связи с технологической модернизацией сельскохозяйственного производства и вытекающим из этого высвобождением рабочей силы.
С точки зрения правового статуса в России существует два вида КФХ:
- • являющиеся юридическими лицами;
- • осуществляющие деятельность без образования юридического лица. К последним относятся индивидуальный предприниматель, являющийся главой хозяйства, и крестьянское (фермерское) хозяйство как договорное объединение [2] .
Создание КФХ в качестве юридических лиц предусматривалось Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», регламентировавшим отношения в сфере ведения крестьянского хозяйства и имущества его членов. Согласно ст. 1 данного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Главой крестьянского хозяйства являлся один из его дееспособных членов, которыми считались трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Следует отметить, что право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имел каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. Статус юридического лица крестьянское хозяйство приобретало после регистрации, которая в свою очередь осуществлялась после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.
В связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратил силу. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом к предпринимательской деятельности такого КФХ применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений. В то же время КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 г. (ст. 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»),
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» к указанным крестьянским (фермерским) хозяйствам подлежат применению правила ст. 86.1 ГК РФ, их перерегистрации не требуется.
В соответствии со ст. 86.1 ГК РФ крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Данное юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство – имеют право создать граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. То есть крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо может быть создано только на основе действующего крестьянского (фермерского) хозяйства, не являющегося юридическим лицом.
Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица. Члены такого крестьянского (фермерского) хозяйства несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Согласно п. 1 и 2 ст. 4 данного Закона в случае создания фермерского хозяйства несколькими гражданами между ними заключается соглашение о создании фермерского хозяйства, а в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключения соглашения не требуется. Следует отметить, что п. 5 ст. 23 ГК РФ, допуская указанную форму крестьянского (фермерского) хозяйства, не указывает на необходимость родственной или свойственной связи между его членами. Также данный пункт статьи предусматривает, что главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Право на создание фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
площадь земель крестьянского хозяйства 63 гектара
дружба сельскохозяйственный производственный кооператив