Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
Правовой режим имущества выражается в законодательном закреплении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств заключается в различном субъектном составе в имущественных и земельных правоотношениях.
По своему составу имущество крестьянского хозяйства достаточно разнообразно и обусловлено спецификой ведения сельскохозяйственного производства. В совместной собственности его членов находятся: насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, созданные хозяйством унитарные предприятия и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. В общей собственности членов крестьянского хозяйства находятся также плоды, продукция, доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности.
Особый правовой режим имущества будут иметь и унитарные предприятия, созданные крестьянским (фермерским) хозяйством. Как известно, имущество унитарного предприятия может находиться в собственности только одного лица – физического или юридического, так как долевая собственность на унитарное предприятие не допускается, его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). При этом собственность физического лица может быть представлена в виде совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому, если в договоре будет установлена долевая собственность членов крестьянского хозяйства на имущество, в случае создания унитарного предприятия его имущество будет принадлежать членам на праве совместной собственности.
Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности, а сделки по распоряжению имуществом – главой хозяйства или уполномоченным им членом хозяйства. Закон предусматривает, что в случае временной потери трудоспособности или длительного отсутствия глава крестьянского хозяйства может уполномочить выполнять свои обязанности одного из членов, а если ведение крестьянского хозяйства осуществляется одним лицом – любого гражданина на основании договора.
При выходе одного из членов из состава крестьянского (фермерского) хозяйства общее имущество, как правило, разделу не подлежит. Доля имущества должна компенсироваться денежными средствами.
В Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрена возможность получения доли и в натуральном выражении, если член хозяйства выходит с целью создания нового крестьянского хозяйства. В то же время в Гражданском кодексе содержатся нормы, согласно которым земельный участок, унитарное предприятие и средства производства, принадлежащие крестьянскому хозяйству, при выходе одного из членов разделу не подлежат, возможно лишь получение денежной компенсации.
Источниками формирования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть денежные и материальные средства членов хозяйства, доходы от реализации продукции, работ и услуг, кредиты банков, дотации из бюджета и иные источники, не запрещенные законодательством.
Важное значение в становлении и развитии крестьянских хозяйств, формировании их материально-технической базы играют меры государственной поддержки.
Крестьянские (фермерские) хозяйства наравне с другими сельскохозяйственными организациями имеют право приобретать сельскохозяйственную технику по договорам лизинга на льготных условиях в соответствии с Порядком формирования и использования средств на закупку тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования и передачи их субъектам хозяйствования Республики Беларусь на условиях долгосрочной аренды.
На оказание государственной поддержки направлен и договор о развитии сельскохозяйственного производства, заключаемый между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом, предусматривающий оказание помощи со стороны райисполкома в обеспечении крестьянских хозяйств сельскохозяйственной техникой, инвентарем, оборудованием, транспортными средствами и другим имуществом.
Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 государственным предприятиям было разрешено, а другим субъектам хозяйствования, в том числе колхозам, рекомендовано передавать крестьянским хозяйствам в аренду с последующим выкупом неиспользуемые здания, сооружения, машины и оборудование с отсрочкой до 3 лет с начала внесения арендной платы. Кроме этого, данным Указом было предусмотрено также предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам кредитов на льготных условиях – с уплатой процентов за пользование кредитом в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка начиная со второго года после получения кредита под залог имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, включая урожай сельскохозяйственных культур.
За счет средств республиканского бюджета осуществляется также предоставление ссуд на возвратной основе для укрепления материально-технической базы крестьянских хозяйств. С этой целью Министерством сельского хозяйства и продовольствия образован Республиканский фонд государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии с Положением о данном фонде его средства могут быть использованы: на строительство зданий и сооружений по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; на закладку многолетних насаждений; на приобретение сельскохозяйственной техники; на формирование основного стада и покупку молодняка скота и свиней; на выполнение работ по первичному обустройству фермерских хозяйств (мелиорацию земель, строительство дорог, линий радио- и электропередач, водоснабжение, газификацию, телефонизацию) и некоторые другие цели. Финансирование осуществляется на возвратной основе, за исключением первичного обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств. В данном случае средства предоставляются безвозмездно.
Фермер, желающий воспользоваться средствами указанного фонда, должен оформить заявку, получить ходатайство райсельхозпрода и обратиться в специальную комиссию при комитете по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов, которые согласовывают свои решения по конкретным заявкам с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским союзом фермеров. В случае положительного решения финансирование осуществляется на основе договора, заключаемого управлением сельского хозяйства и продовольствия, райисполкома с главой крестьянского (фермерского) хозяйства при условии заключения также с райисполкомом договора о развитии сельскохозяйственного производства и отсутствии просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным ссудам. [29]
положение о потребительском сельскохозяйственном кооперативе