Проблемы совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства — одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Что такое крестьянское (фермерское) хозяйство? Каковы его права? Дело в том, что при принятии Закона РК о крестьянском (фермерском) хозяйстве подчеркивалось, что понятие «крестьянское хозяйство» употреблено, поскольку речь идет о хозяйстве, связанном с традиционным укладом. Однако словом «фермерское» подчеркивается, что имеется в виду современное индустриальное сельскохозяйственное производство. Кроме того, это слово отграничивает такое хозяйство от других, смежных с ним, например, от личного подсобного хозяйства колхозников, работников совхозов и других граждан на селе.
Личное хозяйство называется подсобным потому, что его члены основной доход получают от общественного производства, а от личного — дополнительный. Правда, эта грань в условиях перехода к рыночным отношениям, разгосударствления собственности и приватизации постепенно стирается. Личное хозяйство, как и крестьянское, стало частным. Кроме того, теперь нет смысла делить доходы на общественные, основные и личные дополнительные.
Крестьянское (фермерское) хозяйство может создаваться одним человеком, семьей, либо группой лиц (ст.1 Закона). Это могут быть бывшие колхозники или работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, вышедшие из них для ведения хозяйства индивидуально, семьей или группой лиц, а также граждане, таковыми не являющиеся. Фермерами могут стать горожане, бывшие военнослужащие. Таким образом, закон устанавливает широкий круг граждан, которые вправе вести крестьянское хозяйство.
Фермерское хозяйство — самостоятельный хозяйствующий субъект (ст.1). Это означает, что оно является специфичной формой свободного предпринимательства, основанного на принципах экономической выгоды. Членами крестьянского хозяйства являются все трудоспособные члены семьи, если хозяйство семейное, либо все трудоспособные граждане, совместно его ведущие. Членство в хозяйстве добровольное. Любой член хозяйства может из него выйти. При этом соблюдается принцип неделимости земельного участка. Выходящему выдается денежная стоимость имущественного и земельного пая. Сказанное свидетельствует о том, что крестьянское хозяйство — это организационно оформленный коллектив, связанный общим имуществом. Все члены хозяйства самостоятельно и по совместному согласию ведут дела, распределяют доходы, реализуют продукцию. Если в хозяйстве один человек, он же является и его главой. В семейных и групповых хозяйствах глава выбирается всеми членами. Обычно это происходит по договоренности, но, разумеется, данный вопрос может решаться и большинством голосов. Главой крестьянского хозяйства может быть любое дееспособное лицо, состоящее в данном хозяйстве, очевидно, трудоспособное. Нетрудоспособный вряд ли может успешно осуществлять соответствующие функции, поэтому в практике таких случаев не встречается. Не обязательно главой должен быть старший по возрасту (отец, старший брат и др.). Важно, чтобы он наилучшим образом справлялся со своими функциями, будучи специалистом в сельском хозяйстве, опытным экономистом и др. Обычно данный вопрос именно таким образом и решается.
Каковы же функции главы крестьянского хозяйства? Он организует его работу, управляет делами, вносит предложения о направлениях деятельности и т.д. Это что касается его внутренних функций. Вместе с тем он представляет интересы хозяйства в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами, государственными органами, представляет на регистрацию устав, выступает в суде или арбитраже, заключает договоры и т.п. Глава действует в соответствии с решением членов хозяйства, в их интересах, следовательно, специальной доверенности от их имени не требуется. Если в результате предпринятых им законных шагов наступают неблагоприятные последствия (причиняется ущерб), ответственность несут все члены хозяйства.
Следует особо подчеркнуть, что государство гарантирует от принуждения к созданию крестьянских хозяйств, от противодействия их образованию, от вмешательства в их деятельность. Оно установило судебную и иную защиту прав и законных интересов фермеров, как имущественных и земельных, так и личных неимущественных.
В свою очередь вопрос о том, какое место в системе аграрных экономических отношений займет крестьянское хозяйство, многими понимался по-разному. Одни считали, что фермерское хозяйство с самого начала придет на смену совхозно-колхозному производству, другие полагали, что оно будет альтернативой этой системы; третьи были уверены в том, что в связи с отсутствием условий для развития хозяйств они станут лишь спутниками колхозов и совхозов и не смогут существовать без поддержки последних. В соответствии с приведенными позициями решался вопрос об экономической самостоятельности фермеров. Оставление крестьянского хозяйства в орбите колхозов и совхозов предполагало его ведение лишь на основе аренды земли у колхозов и совхозов, включение его в систему их материально-технического обеспечения и сбыта. Отсюда выдвигался и начал реализовываться остаточный принцип наделения крестьянских хозяйств землей — сначала из бросовых, ненужных, неиспользуемых земель, затем с ограничениями, чтобы не нарушался севооборот колхозов (совхозов), из которых земли выделялись.
Вместе с тем следует отметить, что законодатель не использует такие возможности развития фермерских хозяйств, как привлечение в аграрную сферу, и, прежде всего в сферу индивидуального производства, частного капитала, что при недостатке материальных и финансовых ресурсов у государства было бы весьма эффективно. Это можно было бы сделать за счет расширения гарантий возврата капитала путем обеспечения полученных крестьянским хозяйством земель залогом либо государственными гарантиями. Целесообразно было бы шире использовать иностранный капитал, создавать импортирующие акционерные фирмы, осуществлять кредитные закупки под твердые обязательства. Все это, в свою очередь, требует законодательного разрешения вопросов о собственности на землю, ибо залог возможен лишь на основе гарантий в кредитных отношениях, об участии иностранного капитала и иностранных инвесторов в развитии сельского хозяйства.
Нуждается в усовершенствовании и налоговая система, которая в настоящее время не позволяет фермерам использовать все имеющиеся у них ресурсы. Как ни странно, но в налоговом законодательстве установлено, что, если фермер занимается только, допустим, растениеводством или животноводством, он платит лишь земельный налог, но если он начнет перерабатывать произведенную им продукцию или прибегнет к иной деятельности для получения средств на развитие своего хозяйства, он будет облагаться дополнительными налогами. Не стимулирует налоговое законодательство и инвестиций в сельскохозяйственное производство, которые, кстати, во многих государствах освобождаются от налогообложения.
Говоря о фермерском законодательстве, нужно отметить, что пока оно находится в стадии становления, многие вопросы в нем еще недостаточно детально урегулированы, существует масса пробелов. Все это, естественно, тормозит развитие крестьянских хозяйств. Таким сдерживающим фактором является, в частности, установление пределов фермерского землевладения намного ниже мировых стандартов. В таких стесненных рамках и при нашей сельскохозяйственной технике трудно организовать рентабельное производство на современно уровне.
Но главным остается все-таки вопрос о собственности на землю. Так как проведенные социологическо-правовые исследования показали, что его неурегулированность имеет весьма серьезные последствия. Так, у крестьянских хозяйств, в которых землепользование строится не на праве собственности, а на аренде, отсутствует стимул к вложению средств в повышение качества земель, поскольку арендаторам такие вложения, как правило, не компенсируются. Эти же исследования показывают, насколько забюрократизирован у нас порядок выделения земли под крестьянские хозяйства.
Таким образом, фермерское законодательство, созданное в период, когда реформы только начинались, было и остается во многом несовершенным. Но работа над ним продолжается. Наиболее важным среди нормативных актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, является Закон РК о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 31 марта 1998 года. Он заложил правовую базу для создания и деятельности крестьянских хозяйств.
1. Закон РК от 31 марта 1998 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Справочная система ЮРИСТ
2. Амосова Л., Лебедева Н. Крестьянское (фермерское) хозяйство: проблемы и перспективы развития // Юрист. 2003. — № 5. — с.40-43
3. Галов В., Зинченко С. Новое в правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства // Хозяйство и право. — М., 2004. — № 2. — с.28-38
купить фермерское хозяйство ставропольском крае
акт замера температуры в элеваторном узле
площадь земель крестьянского хозяйства 24
сельскохозяйственный производственный кооператив организация
земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства