Развитие крестьянских хозяйств
Фермерство является одной из распространенных и признанных форм развития аграрного бизнеса во многих странах мирового сообщества. В Беларуси фермерское движение является относительно новым направлением деятельности в аграрном секторе республики и развивается на протяжении почти 20-ти летнего периода.
Законодательной основой предоставления земельных участков и принятия соответствующих законодательных актов о порядке выделения земельных участков лицам, изъявивших желание заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве (крестьянским хозяйствам) выступил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. № 10277-XI «Об аренде и арендных отношениях в СССР». Земельные участки для этой категории хозяйств предоставлялись в аренду, размер которых устанавливался законодательством союзных республик, но с учетом возможности их обработки личным трудом членов крестьянского хозяйства.
В целях социальной защищенности арендаторы, члены крестьянских хозяйств подлежали социальному страхованию и социальному обеспечению наравне с рабочими и служащими путем внесения в государственный фонд социального страхования отчисления от своих доходов в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров СССР. Период работы в организации арендаторов или в крестьянском хозяйстве, в течение которого уплачивались страховые взносы, включался в трудовой стаж. Кроме того, на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов возлагалась обязанность по выделению членам крестьянских хозяйств, арендаторам наравне с другими сельскими жителями мест в детских дошкольных учреждениях для их детей и обеспечению медицинскими и другими видами обслуживания.
Важными элементами структурных преобразований в АПК стало проведение земельной реформы, закрепление права собственности на землю, создание и развитие на этой основе крестьянских хозяйств фермерского типа, которые будут выступать равноправной формой хозяйствования на селе и должны создаваться не вместо колхозов и совхозов, а развиваться параллельно с ними на партнерских началах. При этом развитие крестьянских и фермерских хозяйств должно строиться на строго специализированной основе, не распыляясь на многоотраслевое производство, которое будет менее эффективным и может привести к негативным последствиям. Причем, как показала практика, именно в тех условиях овощеводческое направление было определено как приоритетное в развитии фермерства.
В связи с переходом народного хозяйства на работу в условиях рыночной экономики земельная реформа была объявлена составной частью экономической реформы, осуществляемой в Белорусской ССР. Главная задача реформы заключалась в перераспределении земель с целью создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции.
При осуществлении земельной реформы законодательством того времени были определены возможные пути и формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, предусматривалось предоставление земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям [36].
Советом Министров Республики Беларусь был разработан и утвержден комплекс мер по реализации Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:
— выделение целевых государственных ресурсов на обустройство крестьянских хозяйств;
— удешевление стоимости кредитов на строительство жилья гражданам, переселившимся в трудонедостающие территории и создавшим крестьянское хозяйство, за счет местных бюджетов в размере до 50 % их задолженности;
— финансирование расходов за счет государства на разработку типовых проектов застройки крестьянских хозяйств;
— первоочередное обеспечение техникой, технико-технологическое обслуживание крестьянских хозяйств;
— создание фонда финансовой поддержки крестьянских хозяйств;
— продажа и передача на договорных условиях, включая аренду, неиспользуемого движимого и недвижимого имущества;
— электроснабжение и телефонизация с возможностями использования до 20 % телефонов, принадлежащих сельскохозяйственным, промышленным и иным учреждениям и организациям;
— подготовка и повышение квалификации работников крестьянских хозяйств, выпуск научно-популярной и учебной литературы, отражающей отечественный и зарубежный опыт развития фермерства.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлялись льготные условия налогообложения. В течение трех лет с момента регистрации крестьянское хозяйство освобождалось от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности. В целях стимулирования обеспечения населения и народного хозяйства необходимой продукцией, а также интенсификации производства до определенного уровня местные Советы народных депутатов имели право освободить крестьянское хозяйство от налога или снижать его размеры.
Исследования свидетельствуют, что в контексте принятых того времени законодательных актов было много сложностей и противоречий и реализовать их на практике было не просто. К примеру, вряд ли возможно наделить всех граждан, желающих создать и вести фермерское хозяйство, земельными участками с кадастровой оценкой на уровне среднего показателя по хозяйству, осуществить выделение доли имущества и части прибыли члену колхоза или государственного сельскохозяйственного предприятия, как это было предусмотрено в первоначальной редакции Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
По исследованиям видно, что сдерживание развития новой формы хозяйствования на селе было обусловлено в основном отсутствием достаточного опыта, дефицитом материально-технических ресурсов у сельского населения, историческими событиями, сложившимися во времена коллективизации в отношении единоличных крестьянских хозяйств и иными причинами.
В условиях экономической дезинтеграции после распада СССР государство не в состоянии было обеспечить достаточную поддержку мелким производителям, хотя она и предоставлялась в возможных размерах. В этих целях и были сформированы фонды государственной поддержки и льготного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств.
По данным исследований Бел НИИ экономических проблем АПК, среди основных факторов, сдерживающих процесс развития фермерских хозяйств, первым является отсутствие техники и неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность, вторым — не отвечающая требованиям правительства аграрная политика, третье — недостаток кредитования фермерских хозяйств. То есть выделяемые фермерским хозяйствам средства не удовлетворяли их потребности в стартовом капитале.
Следует отметить, что процессы распада стали результатом не только недостаточной ресурсооснащенности, но и низкой квалификации фермеров, некоторые из них пришли в сферу аграрного производства за «длинным рублем», не имея полного представления о сельском хозяйстве, и столкнулись с рядом проблем.
На конец 2001 г. в республике насчитывалось 2525 крестьянских и фермерских хозяйств или в 1,2 раза меньше, чем на начало 1997 г. В то же время общая площадь землепользования фермерского сектора за это время расширилась на 20,5 тыс. га или в 1,33 раза, а средний размер земельного участка увеличился на 12,2 га или в 1,6 раза (приложение К).
Аграрное производство в фермерских хозяйствах в этот период в большей мере было направлено на развитие доходных и востребованных на рынке видов продукции растениеводства (картофель, овощи), но в меньшей степени развивается животноводство и в частности молочно-мясное скотоводство, что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой рынка и производства этих отраслей и видов продукции. Так, с 2001 по 2005 гг. посевные площади в фермерском секторе расширились на 6,7 тыс. га или 15,2 %, в том числе под картофелем — на 1,2 тыс. га или 30,7 %, овощами — на 1,8 тыс. га или в 5,5 раза. Производство этих видов продукции возросло соответственно на 18,7 тыс. т (37 %) и 24,6 тыс. т (4,3 раза). В то же время в фермерских хозяйствах поголовье коров в 2001 г. сократилось по отношению к 1997 г. на 0,7 тыс. гол. или в 1,3 раза, свиней возросло на 8,5 тыс. гол. (в 2,27 раза), птицы стабилизировалось на уровне 20 тыс. гол. За период 1997-2001 гг. производство молока в фермерском секторе сократилось с 8 до 6 тыс. т или в 1,33 раза, яиц — с 12,1 до 9,2 млн. шт. (в 1,32 раза), реализация скота и птицы в живом весе уменьшилось с 2,9 до 2 тыс. т (в 1,45 раза).
Исследования свидетельствуют, что развитие фермерских хозяйств в этот период связано с принятием ряда важных законодательных актов, направленных на реформирование и совершенствование производственных отношений в АПК, повышение его эффективности.
По решению Правительства страны была разработана вторая по значимости Государственная программа реформирования АПК. Основная цель программы заключалась в постепенном переходе агропромышленного производства к рыночной системе хозяйствования, создании условий для развития различных форм собственности и хозяйствования, но с приоритетом крупного производства. Причем 4-ый раздел программы предусматривал преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы хозяйствования, в том числе в «сельскохозяйственные предприятия, основанные на частной форме собственности (крестьянские, фермерские хозяйства)».
Механизмом стимулирования развития фермерства в республике стало принятие в конце 90-х гг. ряда нормативных и правовых документов, предусматривающих расширение размеров земельных угодий, меры государственной поддержки и укрепление материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В целях создания высокоэффективных крестьянских (фермерских) хозяйств и отработки механизма их государственной поддержки постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 293 определено шесть обустроенных опытных хозяйств (по одному в каждой области). В 1998 г. на финансирование этих хозяйств было выделено 30,9 млрд. р за счет средств республиканского бюджета, из них 12,9 млрд. р. по статье «Крестьянские (фермерские) хозяйства» (в виде беспроцентной ссуды на возвратной основе) и 18 млрд. р. по статье «Капитальные вложения» (на возвратной основе). Кроме того, за счет республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки предусмотрено выделить на неотложные нужды для этих хозяйств 20,6 млрд. р.
Следует отметить, что развитие фермерских хозяйств на данном этапе связано с обострением экономического кризиса в аграрном секторе республики. В этой связи по поручению Правительства в республике была разработана и одобрена Республиканская программа повышения эффективности АПК на период 2000 — 2005 гг.
Основными направлениями экономической политики государства по отношению к фермерским хозяйствам Программы выступали:
— создание и поддержание благоприятных условий для функционирования как действующих, так и вновь создаваемых хозяйственных структур;
— установление налоговых льгот сроком на 5 лет, выделение финансовых ресурсов, льготных кредитов;
— предоставление в аренду фермерским хозяйствам неиспользуемых в общественном секторе зданий (сооружений), машин и оборудования с правом последующего их выкупа;
— создание относительно крупных (по объемам товарной продукции, а соответственно — размерам землепользования), специализированных производств, возглавляемых профессионально подготовленными работниками;
— развитие кооперации и интеграции крестьянских (фермерских) хозяйств на уровне района, области и республики в рамках производственных систем.
Однако, как показала практика реализации, Программа хотя и содержала широкий круг критериев развития отраслей АПК, но по содержанию была больше производственной и декларативной. В основном она была сориентирована на мобилизацию собственных средств организаций АПК, многие из которых к тому времени не имели таких финансовых возможностей.
За период развития Беларуси как самостоятельного государства в 2001 г. сельскохозяйственная отрасль впервые получила убыточный результат. Общий убыток сельскохозяйственных организаций достиг 85 млрд. р. при убыточности реализованной продукции 5,3 %, а количество убыточных организаций в сельском хозяйстве составило 1514 или 59,3 % от общей численности. Суммарная задолженность по обязательствам организаций сельского хозяйства достигла 1363,9 млрд. р., в том числе просроченная — 609,8 млрд. р. или 44,7 %. В этой связи государство вынуждено было совершенствовать и корректировать стратегию и тактику применительно к сложившимся условиям хозяйствования.
Следует признать, что важным инструментом решения многих проблем выступила Программа совершенствования агропромышленного комплекса на 2001 — 2005 гг., утвержденная соответствующим Указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 2001 г. № 256.
Из исследований видно, что Программа совершенствования АПК стала основополагающим правовым документом сквозного рыночного реформирования организаций агропромышленного комплекса и предусматривала десять моделей реформирования сельскохозяйственных организаций с критическим финансовым положением.
К тому же, именно с реализации указанной Программы начинается третий этап в развитии фермерских хозяйств республики, суть которого заключается в возможностях и апробации опыта участия фермерских хозяйств в реформировании низкоэффективных, убыточных и неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. В частности пятая модель предусматривала реформирование таких сельскохозяйственных организаций путем создания на их базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Вместе с тем, на первоначальном этапе организация деятельности фермерских хозяйств в условиях реформирования убыточных сельскохозяйственных организаций основывалась на арендных отношениях (модель 6), в том числе с правом последующего выкупа.
Следует отметить, что механизмом активизации реформирования и совершенствования деятельности организаций аграрного сектора стало принятие в июне 2003 г. Закона «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» [39]. В марте 2004 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство». В результате этого основной формой реорганизации стала модель присоединения убыточной сельскохозяйственной организации к фермерскому хозяйству. К тому же, организация деятельности таких хозяйств осуществлялась только на базе сельскохозяйственных организаций негосударственной формы собственности (колхозов, сельскохозяйственных производственных кооперативов). Однако, механизм продажи предприятия как имущественного комплекса фермерскому хозяйству не был реализован. Это объяснялось, прежде всего, дефицитом средств, неуверенностью фермеров в завтрашнем дне и другими причинами.
Сложившиеся преобразования привели к существенным структурным изменениям в организационной и производственно — хозяйственной деятельности фермерского сектора республики. Так, численность фермерских хозяйств в республике в течение 2004 г. увеличилась на 94 единицы и составила 2493 хозяйства, в землепользовании которых находилось 179,7 тыс. га земли, в том числе 155,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий или 1,8 % от общей их площади (приложение К). Удельный вес фермерских хозяйств в валовой продукции увеличился до максимального уровня и составил в 2004 г 1,25 % от всех категорий хозяйств и 2,24 % в структуре организаций-производителей сельхозпродукции (приложение Н). В 2005 г. в фермерском секторе были достигнуты наибольшие показатели в производстве зерна — 118,3 тыс. т, картофеля — 119,1, молока — 32,6 тыс. т и реализации скота и птицы в живом весе — 6,7 тыс. т, что превысило уровень 2001 г. соответственно в 2,5, 1,7, 5,4 и 3,3 раза (приложения М).
Анализируя опыт реформирования и организации деятельности фермерских хозяйств, приобретших ресурсы убыточных и низкоэффективных сельскохозяйственных организаций, можно констатировать, что он не является полностью удавшимся и заслуживает особого внимания и соответствующей оценки. За период реформирования и совершенствования деятельности АПК в республике было создано 29 фермерских хозяйств, приобретших ресурсы убыточных и неэффективных сельскохозяйственных организаций в результате присоединения или арендных отношений. Однако, по состоянию на начало 2008 г. осталось функционировать только 12 хозяйств или 41,4 %, а остальные прекратили хозяйственную деятельность.
Прекращение деятельности таких крестьянских (фермерских) хозяйств обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного характер.
Во-первых, в процессе реформ недостаточно доработан механизм организационно-правовых отношений и правового обеспечения деятельности фермерских хозяйств-правопреемников, закрепления права собственности на приобретенные ресурсы убыточной организации. В результате чего имелись случаи, когда по мере финансового оздоровления по негласному указанию «сверху» имущество передавалось иным правопреемникам (ФХ «Войстом» Сморгонский р-н, ФХ «Нива плюс» Кореличский р-н).
Во-вторых, в ходе реформирования на местах недостаточно выявлялись инвестиционные возможности фермерских хозяйств, организаторские и управленческие способности руководителей фермерских хозяйств. Нередки случаи, когда создаваемые в процессе реформирования фермерские хозяйства создавались «с нуля» и не располагали первоначальным капиталом для осуществления эффективной хозяйственной деятельности, а их руководители не имели достаточного образования и опыта работы в сельском хозяйстве. Основная цель присоединения заключалась, прежде всего, в сокращении количества убыточных сельскохозяйственных организаций, получении дополнительных преференций, предусмотренных Указом № 138, и в меньшей мере предусматривала широкую инвестиционную деятельность фермерских хозяйств-правопреемников. Так, в ходе реализации Указа № 138 решением Витебского облисполкома шесть фермерских хозяйств выступили полными правопреемниками убыточных сельскохозяйственных организаций и получили дополнительные преференции, предусмотренные пунктом 1.4 этого же Указа. По итогам работы 2005 г. общая сумма отсроченных обязательств этих хозяйств составила 1,4 млрд. р. или 55,4 % отсроченных обязательств 19-ти фермерских хозяйств-правопреемников.
В-третьих, такая форма хозяйствования отчасти требовала совершенно новых подходов и принципов хозяйственной деятельности, направленных на адаптацию к условиям рыночной экономики, достижение положительных финансовых результатов, отказ от устаревших административных методов хозяйствования. В этой связи фермерским хозяйствам не всегда оказывалась соответствующая поддержка со стороны органов государственного управления, действовал остаточный принцип финансового и материального обеспечения. Так, уровень государственной поддержки этих хозяйств в 2003-2007 гг. более чем в 2 раза уступал среднему показателю сельскохозяйственных организаций республики. В то время как нормативными и правовыми актами Министерства сельского хозяйства и продовольствия определено, что «крестьянское (фермерское) хозяйство является сельскохозяйственной организацией наряду с сельскохозяйственными производственными кооперативами, сельскохозяйственными унитарными предприятиями (ранее именовавшимися колхозами и совхозами) и в равной мере имеет право на государственную поддержку, оказываемую сельскохозяйственным организациям».
Вместе с тем, несмотря на многие сложности и противоречия, возникающие в хозяйственной деятельности фермерских хозяйств, приобретших ресурсы убыточных сельскохозяйственных организаций, следует отметить и положительный опыт в их развитии. Данная группа хозяйств вносит существенный вклад в экономику фермерского сектора. В 2008 г., располагая 20 % площади сельскохозяйственных угодий фермерских хозяйств страны, на их долю приходилось около Ѕ производства молока и ј реализации скота и птицы в живом. Отдельные фермерские хозяйства стали флагманами и примером эффективного хозяйствования: КХ «Шруба М.Г.» (Житковичский р-н), К(Ф)Х «Прогресс» (Дрибинский р-н), К(Ф)Х «Красника В.В» (Витебский р-н) и другие хозяйства.
Таким образом, опыт, полученный в результате организации деятельности фермерских хозяйств на базе реформированных сельскохозяйственных организаций, в условиях последующей рыночной трансформации должен исключить все ошибки и противоречия, создать условия для эффективного функционирования всех форм собственности и субъектов хозяйствования.
Нестабильность социально-экономической обстановки в агропромышленном комплексе в первой пятилетке XXI веска обусловила необходимость разработки и проведения коренных социальных, производственных, экономических и организационных преобразований. По поручению Главы государства в республике была разработана Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 гг., утвержденная соответствующим Указом Президента Республики Беларусь в марте 2005 г. Принятие и реализация указанной Программы положили начало современному четвертому этапу в развитии фермерских хозяйств республики.
Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 гг. обеспечить развитие в каждой области 100 150 крестьянских (фермерских) хозяйств, оснащенных высокопроизводительной техникой и оборудованием, с высоким уровнем интенсивности и культуры сельскохозяйственного производства:
а) содействовать их кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями;
б) обеспечить совершенствование законодательства о крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан, в том числе в области имущественных и земельных отношений.
Исследования показывают, что в реализации этих направлений уже сделано немало. В июле 2005 г. в республике принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в котором определены организационно-правовые аспекты организации и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств:
— выраженный статус юридического лица (наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, наличие учредительного документа — устава хозяйства);
— семейный принцип организации фермерского хозяйства и обязательное личное трудовое участие учредителей (членов) хозяйства в его деятельности;
— закрепление права собственности на имущество за фермерским хозяйством, сформированного как за счет вкладов в уставный фонд его учредителей (членов), так и имущества, приобретенного в процессе хозяйственной и иной не запрещенной деятельности;
— возможность привлечения лиц по трудовым и иным договорам для выполнения работ в фермерском хозяйстве.
В новой редакции Закона от 19 июля 2005 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в качестве синонима-определения используется термин «фермерское хозяйство», а не «крестьянское хозяйство» как было в первоначальной редакции Закона от 18 февраля 1991 г. Следует отметить, что с научно-практической точки зрения это подчеркивает предпринимательский характер функционирования фермерских хозяйств, направленный на извлечение прибыли, развитие эффективного товарного и конкурентоспособного производства продукции, привлечение наемного труда и т.д.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» усовершенствована система земельных отношений в целом и крестьянских (фермерских) хозяйств в частности. Во-первых, Указ юридически закрепил право финансирования работ, связанных с разработкой проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, за счет средств республиканского бюджета. Во-вторых, наряду с правом пожизненного наследуемого владения и аренды, фермерские хозяйства, как и другие формы организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, имеют возможность приобретать земельные участки в пользование для ведения сельского хозяйства.
Можно отметить, что реализация Государственной программы возрождения и развития села внесла некоторые коррективы и определила новые направления в системе государственной поддержки фермерских хозяйств на возвратной и безвозвратной основе.
Механизм возвратного финансирования осуществляется в форме бюджетных ссуд и займов, которые выделяются на укрепление материально-технической базы, финансирование целевых программ и конкретных проектов. Так, в 2005 г. в контексте создания высокоэффективных и оснащенных фермерских хозяйств за счет средств республиканского фонда производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки облисполкомами были предоставлены бюджетные ссуды фермерским хозяйствам в размере 3700 млн. р. со сроком погашения до 31 декабря 2007 г. на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства. Бюджетные средства были освоены 131 хозяйством в размере 3515,9 млн. р. (см. таблица 2.1), за что было приобретено 123 трактора марки МТЗ и 8 единиц сельскохозяйственной техники отечественного производства.
Таблица 2.1 — Централизованное субсидирование фермерских хозяйств
на приобретение техники отечественного производства в 2005 г.
В современных условиях материальная поддержка фермерских хозяйств, как и иных организаций-производителей сельскохозяйственной продукции, в этом направлении осуществляется в форме долгосрочной аренды (лизинга) и кредитования на 7 лет под льготный процент (лизинговую ставку) в размере 2 % годовых. Так, в 2008 г. такими условиями кредитования воспользовалось 106 фермерских хозяйств, которым предоставлено 7 млрд. р. кредитных ресурсов или 66,6 млн. р. в расчете на хозяйство (см. таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Льготное кредитование фермерских хозяйств на приобретение техники отечественного производства, 2008 г
Начиная с 2008 г, централизованные ресурсы из целевых средств (параграф 095 — «Крестьянские (фермерские) хозяйства») предоставляются только на безвозвратной основе на проведение работ по первичному обустройству: строительство дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи, мелиорация земель. В начале 2008 г. на эти цели было направлено 1580,2 млн. р., которыми воспользовались 83 фермерские хозяйства. В середине 2008 г. на первичное обустройство фермерских хозяйств предполагается направить 2182 млн. р. или почти в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году.
Также было замечено, что в процессе аграрных преобразований и сокращения численности фермерских хозяйств в республике прослеживается тенденция повышения обеспеченности основными фондами и укрепления материально — технической базы. Так, в 1991 г. на одно фермерское хозяйство приходилось 0,5 трактора и 0,1 автомобиля, то в 1995 г. эти показатели составили 1,0 и 0,32 единицы, в 2004 г — 1,27 и 0,5, в 2006 г. — 1,3 и 0,55 единицы соответственно.
Вместе с тем обеспеченность фермерских хозяйств техникой была и остается актуальной проблемой. На начало 2008 г. не имели тракторов 36,1 % фермерских хозяйств, а грузовых автомобилей — 63,6 % (см. рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 — Обеспеченность техникой фермерских хозяйств, 2008 г
Опыт показывает, что источником и резервом укрепления материально-технической базы фермерских хозяйств могут стать неиспользуемые основные средства и имущество организаций государственной и негосударственной формы собственности. Так, по данным управления по делам инвестиций и строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в регионах республики не используется около 1 тыс. животноводческих помещений и молочно-товарных ферм с мощностью около 200 тысяч скотомест, 2 /3 из которых имеют удовлетворительное состояние. То есть после соответствующей реконструкции эти объекты могут быть включены в хозяйственный оборот. В тоже время в процессе выполнения комплексных мероприятий по развитию фермерских хозяйств в 2005г. им было передано 4 коровника, 8 свинарников и 5 телятников, а в 2006 г. соответственно — 8, 9 и 3, а также продано 112 тракторов, 39 автомобилей, 16 зерноуборочных комбайнов и 46 единиц другой техники.
В процессе развития фермерского сектора Беларуси заметно изменился не только количественный, но и качественный состав руководящего звена. Вместе с тем, удельный вес фермеров, занятых до создания хозяйства несельскохозяйственной деятельностью, составлял 41,4 %, а 16 % вообще не имели стажа работы в сельском хозяйстве. В 2007 г. 35,8 % глав фермерских хозяйств имели высшее образование, среднее специальное — 43,8 %, среднее — 19 % и неполное среднее — 1,4 % .
Что касается производственной деятельности фермерских хозяйств, то в последние годы наметилась тенденция сокращения размеров землепользования и объемов производства животноводческой продукции. Это объясняется, главным образом, процессами прекращения деятельности и сокращения масштабов производства в фермерских хозяйствах, организованных на базе реформированных сельскохозяйственных организаций. Так, за период с 2005 по 2008 гг. общая площадь землепользования фермерских хозяйств сократилась на 47,6 тыс. га или в 1,4 раза, а средний размер земельного участка — на 12,6 га или в 1,2 раза (приложение К).
В 2008 г. в фермерском секторе было произведено 92,7 тыс. т зерна, 18,2 тыс. т молока и реализовано в живом весе 5,3 тыс. т скота и птицы, что составило соответственно 78,3 %, 55,8 и 79,1 % к уровню 2005 г. (приложения Ж и К).
В то же время производство растениеводческой продукции стабилизировалось и даже возросло. В последние годы фермерские хозяйства Беларуси ориентируются преимущественно на развитии трудоемких и высокодоходных отраслей (овощеводство, картофелеводство и т.д.). Так, за период с 2001 по 2008 гг. доля фермерских хозяйств в производстве картофеля в целом по стране возросла с 0,4 до 1,3 %, овощей — с 0,1 до 3,7 %. В структуре организаций-производителей сельскохозяйственной продукции этот показатель с каждым годом динамично возрастает и составил по картофелю — 12,6 %, а овощам — 20,6 %. К тому же, фермерские хозяйства выступают активными участниками развития новых отраслей в аграрной сфере (плодоводство, выращивание декоративных растений, разведение и выращивание свиней, мелкого рогатого скота, пушных зверей и т.д.) и направлений деятельности (агроэкотуризм, торговля, сервисное обслуживание и др.).
Таким образом, можно полагать, что к концу реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 гг. фермерские хозяйства будут выступать одной из признанных форм хозяйствования и занимать определенное место в экономике аграрного сектора Беларуси.
площадь земель крестьянского хозяйства 84 гектара
площадь фермерского хозяйства составляет