Права крестьянских хозяйств
В настоящее время земля является основой сельскохозяйственного производства, а также основным объектом права собственности, других вещных прав крестьянских (фермерских) хозяйств.
В юридической литературе земельными спорами называются споры, возникающие между участниками земельно-правовых отношений в связи с нарушением земельных прав и законных интересов.
Предметом земельных споров являются правоотношения по поводу:
границ земельных участков, предоставляемых в собственность или на праве землепользования;
осуществления собственниками или землепользователями своих прав и обязанностей в связи с возникновением или прекращением прав на землю.
Постановление № 2 Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года „О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства“ содержит развернутые разъяснения по вопросам рассмотрения и разрешения земельных споров. Земельное право РК/ Под ред.: Хаджиева А.Х.: Учебное пособие (Общая часть).-Алматы: Юрист, 2002.-С.276 Разъяснения базировались на положениях действовавшего в тот период Указа Президента РК „О земле». Тем не менее они в целом не утратили свою практическую значимость, поскольку Закон РК „О земле» в части вопросов, ставших предметом судебного разъяснения, без существенных изменений воспроизводит соответствующие положения упраздненного Указа Президента РК „О земле».
Согласно постановлению судам, в частности, подведомственны земельные споры, вытекающие из требований:
о признании права собственности на земельный участок и истребовании его из чужого незаконного владения (ст. ст.259, 260 ГК РК);
о возврате земельного участка, находящегося у добросовестного приобретателя (ст.261 ГК РК);
собственников земельных участков и землепользователей об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения (ст.264 ГК РК);
об установлении или прекращении сервитута, а также признании недействительным акта местного исполнительного органа, на основании которого установлен сервитут;
об устранении препятствий в пользовании землями общего назначения в населенных пунктах;
об определении порядка общего землепользования или пользования общей собственностью на земельный участок;
об изъятии земельного участка, используемого не по назначению и используемого с нарушением законодательства;
о принудительном выкупе земельного участка для государственных надобностей, заявленных государственными органами;
о признании недействительными актов органов государственного управления и власти местных исполнительных органов об изъятии земельных участков и взыскании причиненных в связи с этим убытков;
о взыскании убытков в связи с изъятием (выкупом) земель для государственных нужд;
о возмещении убытков в результате ограничения прав собственности или землепользования в связи с установлением особого режима землепользования;
о возмещении ущерба земле, причиненного в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества;
других законодательных актов, регламентирующих земельные правоотношения.
Сторонами в земельном споре могут быть как собственники земли и землепользователи (в том числе члены крестьянского (фермерского) хозяйства), так и государственные органы, выполняющие функции по управлению земельными ресурсами.
Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (ст.15 ГПК РК), обеспечению которого, служат следующие основные принципы судебного разбирательства:
недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных законных прав (п.4 ст.8 ГПК РК). Поэтому, например: „формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон обращаться в суд“; Земельное право / Под ред.: Ерофеева Б. В.: Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: МЦУПЛ, 1999.-С.319
равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и их исследование, на заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне (ст.66 ГПК РК);
равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (ст.65 ГПК РК);
равные права сторон в обжаловании решений судов по земельным спорам (ст.22 ГПК РК).
Важнейшими задачами при разрешении земельных споров является обеспечение защиты прав собственников, титульных владельцев (например, арендатора), прав и законных интересов третьих лиц (например, пользователей сервитутов) и рационального использования земель. Целью разрешения таких споров является защита существующих и будущих прав собственников, землепользователей, арендаторов. Разрешение земельных споров — правоотношения, урегулированные нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального законодательства. Земельное право/ Под ред.: Ерофеева Б. В.: Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.:МЦУПЛ, 1999.-С.218
В соответствии с планом работы Верховного Суда Республики Казахстан было проведено обобщение о практике рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов за период с 1995 года по 2000 год. Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0. Характеристика споров по категориям гласит, что из 249 дел поступивших на изучение 19 дел были по спорам о земле, что составляет 7,6% от общего количества гражданских дел. Данный факт свидетельствует о том, что земельные споры существуют, и требуют изучения. Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.
Произошедшие изменения в законодательстве за последние 13 лет характеризуются уделением все большего внимания законодателем на обеспечение прав человека посредством защиты права частной собственности и иных вещных прав. На примере земельного законодательства это видно очень хорошо. Достаточно сравнить Земельный кодекс 1990г., Указ Президента РК „О земле» 1995г. и Закон РК „О земле» 2001г., чтобы убедиться в разительных изменениях и в значительно большей защите земельных прав граждан и юридических лиц.
Следует сказать о том, что порядок разрешения земельных споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких последних десятилетий, причем общую тенденцию можно выразить следующей зависимостью: происходит все больший переход от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. В конечном итоге это привело к тому, что споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке.
За разрешением споров о земле большинство граждан обращаются в местные исполнительные органы, где, как правило, заявителей отправляют „за правдой» в земельный комитет. Следует понимать, что споры, вытекающие из требований о признании недействительными актов государственного управления подведомственны только судам. Борисов В. Споры должны рассматриваться в суде// Юридическая Газета, 1999. — №24. — с.5
Так, прокурор Меркенского района обратился в суд с иском в интересах Б. Арипбаева о взыскании с ПК „Енбек“ в его пользу имущественного пая, так как он 19 ноября 1996 года подал заявление о выходе из ПК „Енбек“ потому, что изъявил желание создать свое крестьянское хозяйство. Определением суда Меркенского района от 19 марта 1998 года исковое заявление прокурора Меркенского района оставлено без рассмотрения.
Б. Арипбаеву разъяснено, что после устранения условий послуживших основанием для оставления дела без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. Иовов Э. Земля как объект права// Юридическая Газета, 1998.-№51.-с.6-7
Дело в том, что была нарушена досудебная стадия разрешения спора. Во-первых, имущество свеклосовхоза „Меркенский», в последствии преобразованного в ПК „Енбек“, по состоянию на 1.10 95 года было передано безвозмездно коллективу совхоза. Поэтому порядок раздела и выдела имущества определяется трудовым коллективом в соответствии с законодательством.
Во-вторых, собрание было проведено с нарушением установленных правил и порядка проведения собрания, поэтому нельзя признать это собрание и его выводы законными, что было установлено судом первой инстанции Меркенского района. Установлено также, что фактического распределения имущественного пая в этом хозяйстве не было.
Земельные споры возникают и по поводу возникновения права собственности или права землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, решение местного исполнительного органа об отказе в предоставлении земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства может быть обжаловано в судебном порядке. Суд имеет право вынести решение о правильности отказа в предоставлении земельного участка, либо о неправильности принятого решения об отказе. Так, по информации из Жамбылского областного суда в 1997 году крестьянское хозяйство „Степан» Луговского района обратилось с иском о признании недействительным решения Акима Луговского района, которым изъят из землепользования крестьянского хозяйства земельный участок с домом и сторожкой площадью 0,1 га и передан в пользование Луговскому управлению водоснабжения.
Решением суда в иске было отказано, так как указанная территория входит в водоохраняемую зону, имеет особый правовой статус и на данной территории ограничена любая хозяйственная деятельность, противоречащая целевому назначению. Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.
Существуют различия в применении права в различных государствах СНГ по вопросам выхода членов хозяйств с целью создания и ведения своих крестьянских хозяйств. Так, жители деревни Колошево Завьяловского района Удмуртской Республики обратились в 1992 году в районный суд с иском о предоставлении земли. Прокурор района одновременно опротестовал в суд отказ председателя исполкома райсовета выделить землю гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Верховный суд Удмуртской Республики в иске отказал. А 3 октября 1994 года судебная коллегия Верховного суда Российской Федерации оставила решение Верховного суда Удмуртской Республики без изменения, указав следующие: Закон РСФСР „О крестьянском (фермерском) хозяйстве “ предусматривает право членов колхозов и работников совхозов на получение земельного пая для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основанного преимущественно на личном труде и труде их семей. Судом же было установлено, что требования о выделении земельного пая не были связаны с созданием крестьянского (фермерского) хозяйства, так как все истцы пенсионного возраста (60-90 лет) и, учитывая их возраст и состояние здоровья, они не способны самостоятельно обрабатывать землю и вести крестьянского (фермерского) хозяйство. Земельное право / под ред.: Ерофеева Б. В.: Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.:МЦУПЛ, 1999.-С.319
Согласно приложению №3 к постановлению Кабинета Министров РК от 20 июля 1993 года №633 при определении средней земельной доли наряду с работниками хозяйства могут быть учтены граждане, прекратившие трудовые отношения с хозяйством и в связи с выходом на пенсию, проживающие на территории при условии ведения ими сельскохозяйственного производства. Так, при рассмотрении дела по иску Калдыбаева М.И. к крестьянскому хозяйству „Дархан» о выделе его доли, судом Атбарского района Акмолинской области было установлено, что в 1992 году Калдыбаев М.И. вышел из состава совхоза Атбарский, и ему был выделен земельный пай в количестве 81 га, с которым он вошел в состав крестьянского хозяйства „Дархан». С апреля 1997 года истец вышел из крестьянского хозяйства „Дархан» и потребовал выдела своей доли для организации своего крестьянского хозяйства.
Определением Атбасарского районного суда от 19 октября 1999 года производство по делу прекращено в связи с заключением сторонами мирового соглашения, согласно которому истцу в счет пая выделены ответчиком пшеница 3 класса мягких сортов и зерновой комбайн „Енисей — 1200″. Таким образом, ответчик признал требования истца законными. Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.
Важное место в судебной практике по разрешению земельных споров занимает защита права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства и права землепользования при изъятии земельных участков для государственных надобностей.
С иском об истребовании из чужого незаконного владения, сносе самовольно возведенных строений, возмещении убытков и морального вреда обратился в суд Шинкарев А.С., глава крестьянского хозяйства „Нан“ к Таможенному управлению по Жамбылской области.
Заочным решением Жамбылского райсуда Жамбылской области от 14 марта 2000 года требования истца удовлетворены.
Судом было установлено, что в нарушение требований Указа Президента „О земле», при строительстве автоперехода КПП „Айша-Биби“ ответчик незаконно захватил 0,22 га чужого земельного участка, принадлежащего крестьянскому хозяйству „Нан».
Между тем, в силу ст.26 Конституции РК, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
В случае возникновения государственной надобности в земельном участке, изъятие земельного участка у пользователя осуществляется в порядке выкупа в соответствии с гражданским законодательством. Решение о выкупе принимается компетентным исполнительным органом в порядке, установленном для государственной регистрации недвижимости. (ст.64 Указа Президента РК „О земле“).
Поскольку самовольная постройка на захваченном участке произведена ответчиком вопреки требованиям закона, судом вынесено решение о возврате земельного участка крестьянскому хозяйству „Нан“ и сносе возведенных строений на данном участке. С ответчика взысканы убытки в соответствии со ст.117 Указа Президента РК „О земле» и ст.352 ГК РК. Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.
При рассмотрении таких споров суды прежде всего обязаны установить соответствует ли решение исполнительного органа основаниям для изъятия (выкупа) земельного участка, установленных п.2 ст.65 Закона РК „О земле“:
предоставление земель для нужд обороны, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
обнаружения под участком месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных);
строительство дорог, линий электропередач, связи и магистральных трубопроводов, а также других объектов имеющих государственное назначение;
генеральные планы городов и иных населенных пунктов, схемы зонирования территорий и иная, утвержденная в установленном порядке, землеустроительная документация;
Порядок возмещения убытков причиненных собственнику или землепользователю определяется, в настоящее время, ст.120 Закона РК „О земле». При определении размера компенсации, в нее включаются:
рыночная стоимость земельного участка или права землепользования;
рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения;
стоимость затрат, связанных с освоением участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы и других затрат с учетом инфляции;
все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;
При этом должны быть выдержаны сроки подачи иска в суд: собственник земельного участка (то есть крестьянское (фермерское) хозяйство) должен быть не позднее, чем за год до предстоящего выкупа участка письменно уведомлен об этом органом, принявшем решение о выкупе. Срок может быть снижен только с согласия и выкупной цене, определяемой ст.69 Закона РК „О земле».
Порядок прекращения права собственности на земельный участок или права землепользования при его использовании не по назначению либо с нарушением законодательства установлен ст.74-76 Закона РК „О земле». Решение местного исполнительного органа о прекращении указанных прав на землю может быть обжаловано в суд.
Земельный участок может быть изъят у собственника и землепользователя, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, если участок используется не в соответствии с целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки, после применения мер взыскания, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
Земельный участок может быть изъят у землепользователя в случаях, когда участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного и иного строительства, не используется для соответствующей цели в течении года. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течении которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду других обстоятельств, исключающих такое использование.
Так, аким Меркенского района обратился в суд Меркенского района Жамбылской области с исковым требованием к председателю крестьянского хозяйства об изъятии земельного участка, не используемого по назначению, которое было удовлетворено. Судом установлено, что решением исполнительного комитета Меркенского районного совета народных депутатов за № 7-107 от 23 апреля 1991 года крестьянскому хозяйству „Мерей“ выделены земельные угодья площадью 736 га.
Согласно ст.2 Закона РК„О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст.2 Закона РК „О крестьянском хозяйстве в Республике Казахстан» крестьянское хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации права землепользования. Из материалов дела следует, что крестьянское хозяйство „Мерей“ в течении 8 лет Государственный акт на право пользования землей не оформило, не производило уплату налогов в бюджет, фактически не использовало земельный участок.
В силу ст.73 Указа Президента РК „О земле» изъятие земельных участков производилось в аналогичном порядке, как и с действующим ныне Законом РК „О земле“.
Крестьянское хозяйство „Мерей“ было за год предупреждено о необходимости использовать землю по назначению или, в противном случае, о наступлении последующих мер оно предупреждено. Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.
При рассмотрении таких дел необходимо учитывать, что иску уполномоченного органа должно предшествовать письменное предупреждение землепользователя о необходимости использовать участок по назначению и при условии, что за это время землепользователь не принял мер по использованию участка по назначению.
Земельный участок может быть конфискован у собственника в виде санкции за совершенное им преступления или иного правонарушения (ст.77 Закона РК „О земле“). Но не подлежат конфискации необходимые для осужденного и лиц, находящихся у него на иждивении, земельные участки, принадлежащие осужденному на праве частной собственности или являющейся его долей в общей собственности, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства. Кроме того, не могут быть конфискованы у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство, хозяйственные постройки и домашний скот в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей его семьи, а также корма для скота, в том числе и семена для очередного посева сельскохозяйственных культур (Приложение к УИК РК).
Таким образом, рассмотренная практика применения судами земельного законодательства по спорам возникающим с участием крестьянских (фермерских хозяйств), позволяет сделать вывод, что судами Республики Казахстан в основном правильно, и в соответствии с действующим законодательством рассматриваются дела данной категории. О чем свидетельствует тот факт, что незначительное количество решений и постановлений судов обжалуются, которые в большинстве своем оставлены без изменения вышестоящими судами. Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.
Споры о выделе доли, пая, иски по которым предъявлены, и по сей день предъявляются участниками крестьянских (фермерских) хозяйств свидетельствуют о нарушениях законодательства местными органами исполнительной власти, другими юридическими лицами, нарушающими права участников крестьянских (фермерских) хозяйств, или лиц желающих такое хозяйство образовать. С другой стороны, это свидетельствует еще и о том, что постоянные изменения в законодательстве не позволяют главам крестьянских (фермерских) хозяйств, и их участникам юридически правильно вести себя в той или иной ситуации.
фермерское хозяйство назначение земельного участка
окучник для картофеля ручной купить в екатеринбурге
для чего нужен элеватор в системе отопления
площадь земель крестьянского хозяйства 120
типовые документы сельскохозяйственного потребительского кооператива