Типы сельского хозяйства мира
Опубликовано admin 20.03.2018
Можно выделить три главные категории типов мирового сельского хозяйства, различающиеся по товарности и уровню материально-технической оснащенности:
- потребительское и полутоварное хозяйство. основанное на ручном труде и местами использующее живую тягловую силу;
- полутоварное хозяйство, использующее ручной труд и живую тягловую силу;
- товарное хозяйство с современными техническими средствами производства.
В каждую категорию входят несколько социально-экономических групп, характеризующихся определенным общественным укладом, разной специализацией, составом сельскохозяйственных культур или видов скота, различной интенсивностью производства.
Потребительское и полутоварное традиционное сельское хозяйство с общинными и родо-племенными отношениями:
-
Потребительское земледелие в сочетании с присваивающими формами хозяйства (собирательство, охота, рыболовство).
Распространено в тропических областях Азии, Африки и Южной Америки. Главные культуры — корне- и клубнеплоды, зерновые, бобовые, древесные растения (масличная пальма). Подсечно-огневое земледелие.
Кочевое пастбищно-животноводческое хозяйство с разными видами скота (верблюды, овцы, лошади, олени).
Представлено в засушливых субтропических, тропических и умеренных зонах Азии и Африки, а также в холодном и прохладном поясе Азии и Северной Европы.
Товарное и полутоварное традиционное крестьянское и помещичье-латифундистское хозяйство:
-
Земледельческие и земледельческо-животноводческие хозяйства Азии, Африки и Латинской Америки. Основные культуры — продовольственные зерновые (рис, кукуруза, просяные), главные товарные культуры -бананы, кофе, чай, какао-бобы, сизаль, каучуконосы.
Экстенсивное животноводство (продуктивный и тягловый скот) не связано с растениеводством .
Товарное и полутоварное, преимущественно специализированное капиталистическое сельское хозяйство (фермерское и корпоративное):
Австралия ).
Товарное и полутоварное, преимущественно специализированное и многоотраслевое государственно-кооперативное, фермерское и крестьянское хозяйство с разной материально-технической оснащенностью.
Распространено в странах с переходной экономикой Восточной Европы и СНГ. в некоторых странах Восточной Азии. на Кубе.
Казахстан ).
Интенсивное земледелие (зерновые и технические культуры, плодоводство) (Украина.
Основные географические типы сельского хозяйства
Россия, Белоруссия, Китай. Куба ).
Азия. В этом крупнейшем сельскохозяйственном регионе мира, где сосредоточено более четверти сельскохозяйственных угодий и стоит задача обеспечения продовольствием 3/5 жителей планеты, представлены почти все главные группы социально-производственных типов сельского хозяйства (А, Б, I В, II В).
Разнообразие природных ландшафтов холодного, прохладного, умеренного и жаркого пояса и доминирование многоукладной экономики при сохранении аграрных форм многих прошлых эпох и черт восточных цивилизаций способствовало формированию сложной системы сельскохозяйственных районов. Здесь существуют многоотраслевые и специализированные районы с разной степенью товарности и различными уровнями материально-технической оснащенности, с интенсивными и экстенсивными формами производства.
Однако здесь меньшее место, чем в Африке занимает потребительское и полутоварное общинное подсечно-огневое земледелие (Юго-Восточная Азия). В обширных засушливых областях полупустынь и пустынь распространено традиционное полутоварное кочевое и полукочевое пастбищное животноводство, сочетающееся с оазисным земледелием.
Специфика континента — большая роль трудоинтенсивного земледелия и «грядковой» архитектуры, преобладание полутоварного сельского хозяйства, основанного на ручном труде и живой тягловой силе.
Пример этого — рисоводство (частично на орошении ) — характерный тип сельского хозяйства муссонной Восточной и Юго-Восточной Азии. Значительные площади в Южной, Восточной и Западной Азии занимает богарное полутоварное и товарное зерновое хозяйство, включающее разные зерновые культуры (пшеница, кукуруза и рис).
Относительно меньшие территории охватывает товарное сельское хозяйство с современными средствами производства.
Сюда относится рисоводство с малой механизацией (Япония), плодоводство (Израиль ), пригородное интенсивное животновод чес ко-земледельческое хозяйство. В ряде областей Западной Азии представлен средиземноморский тип сельского хозяйства: плодоводство (оливки, цитрусовые), виноградарство, зерновые и технические культуры.
Важное международное значение имеет интенсивное товарное земледелие с экспортной направленностью, куда входит капиталистическое плантационное хозяйство (технические и специальные культуры) в тропической и субтропической зоне. Их аналог — специализированное производство технических и специальных культур (хлопчатник, сахарный тростник, чай) характерно для государств с переходной экономикой (азиатские республики СНГ, КНР, ДРВ).
За последние десятилетия Азия — наиболее быстро растущий регион мирового сельского хозяйства как по общей валовой и товарной продукции, так и по производству в расчете на душу населения.
Важнейшую роль сыграл подъем аграрной сферы в КНР, а также в Индии. Число стран с низкой (менее установленной нормы) обеспеченностью продовольствием на душу населения сократилось и в их числе остались Афганистан. Бангладеш. Монголия. Камбоджа. На мировом рынке Азия выступает как поставщик тропической и субтропической растениеводческой продукции (чай, тростниковый сахар, натуральный каучук, сахарный тростник, копра).
Северная и Центральная Америка. Этот регион, протянувшийся от холодных арктических областей до экваториальной жаркой зоны, использует лишь небольшую часть (менее трети) своих земельных ресурсов в сельском хозяйстве.
Фактически аграрное производство сконцентрировано в умеренном и жарком поясе с высоким агроклиматическим потенциалом. Здесь четко проявляется дихотомия — разделение на англо-американскую и латиноамериканскую части, т.е. на развитые и развивающиеся страны .
Канада ) характерно товарное предпринимательское хозяйство с современными средствами производства. Преобладает фермерское хозяйство и крупное предпринимательское (корпоративное), как экстенсивное, так и интенсивное, преимущественно специализированное. С конца XIX в. сформировались обширные специализированные сельскохозяйственные районы, частично измененные за последние полвека. Среди них районы экстенсивного, неорошаемого земледелия — зернового хозяйства (пшеница) в зоне степей.
экстенсивного пастбищного животноводства (Кордильеры и предгорные Великие равнины ). В области высокотравной прерии давно возник кукурузно-соевый пояс интенсивного земледельческо-животноводческого хозяйства. На влажном субтропическом Юго-Востоке США произошла смена специализации, и вместо хлопкового пояса появился район интенсивного животноводства (птицеводство) и специальных культур (арахис, хлопчатник), а также плодоводства. На орошаемых землях западной и юго-западной части субтропического пояса сформировались районы плодоводства, овощеводства, хлопководства и интенсивного молочно-мясного скотоводства.
Во влажной лесной зоне вблизи атлантического и тихоокеанского побережья сохраняются области молочного хозяйства. Лишь в отдаленных горных и северных ареалах существуют участки полутоварного сельского хозяйства в сочетании с лесным хозяйством. охотой и рыболовством.
Основные группы современных типов сельского хозяйства мира
№ п/п | Социальная категория, товарность | Производственные формы, специализация, главные отрасли (культуры, виды скота), энергетическая оснащенность, интенсивность | Размещение: регионы (страны) мира |
Родоплеменное и общинное, потребительское и полутоварное хозяйство Традиционное мелкое, крестьянское, полутоварное | Сельское хозяйство и присваивающие формы экономики (охота, собирательство, рыболовство). |
Растениеводство (збрновые, корнеклубнеплоды, овощи, плодовые), экстенсивное подсечно-огне-вое и залежное земледелие. Ручной труд. Кочевое и полукочевое пастбищное животноводство. Растениеводство (зерновые, овощные, плодовые, технические культуры), преимущественно интенсивное. Ручной труд и тягловый скот. Растени-еводческо-животноводческое хозяйство.
Южная и Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка (развивающиеся страны)
Ручной труд, тягловый скот; местами механизация. Пастбищное животноводство.
Компоненты и факторы географического разделения труда
главные отрасли (культуры, виды скота), энергетическая оснащенность, интенсивность
Товарное производственно-кооперативное, фермерское и крестьянское хозяйство
Специализированное и смешанное экстенсивное и интенсивное растениеводство (зерновые, технические, кормовые, плодовые и овощные культуры). Растениеводческо-животноводческое хозяйство. Специализированное пастбищное животноводство. Специализированное интенсивное животноводство. Механизированное производство.
Специализированное, преимущественно интенсивное растениеводство (многолетние технические, стимулирующие, плодовые культуры).
Смешанное и специализированное растениеводство (зерновые, технические, плодовые, овощные), экстенсивное и интенсивное. Специализированное пастбищное животноводство. Специализированное интенсивное животноводство.
Механизированное производство на коллективно-кооперативных и фермерских предприятиях. Интенсивное растениеводческое, растениеводче-ско-животноводческое и животноводческое крестьянское хозяйство с ручным трудом, тягловой силой и малой механизацией.
Топик: География сельского хозяйства мира и продовольственная безопасность
Африка, Азия, Латинская Америка, Океания (разви-,] вающиеся страны)
Центрально-Восточная Европа, Россия и другие страны СНГ, КНР, КНДР,| Вьетнам, Монголия, Куба i
Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в географическое разделение труда и особенно в характер международной торговли, вызывая, наряду со структурными сдвигами в товарных потоках, обострение проблем сбыта и транспортного обеспечения.
Быстрый рост производственных мощностей на транспорте происходит в связи с расширением спроса на перевозочную работу на мировых товарных рынках, а главное, в результате новых требований клиентуры к качеству транспортных услуг. Играет свою роль и необходимость обновления основного капитала в условиях обострения конкурентной борьбы.
Характерным результатом НТР на мировых транспортных рынках являются постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта, усиление потенциальной возможности их взаимозаменяемости, развитие смешанных (интермодальных) сообщений. Наиболее острой конкуренции подвержены внутриконтинентальные виды транспорта, особенно тогда, когда они обеспечивают доставку грузов до морских портов.
Транспортные системы по своему техническому уровню, масштабам, организационным формам и качеству освоения транспортных потоков адаптируются к новым требованиям клиентуры, тогда как затраты отодвигаются на второй план.
Эти новые требования связаны: с усиливающейся дифференциацией отправок (растет потребность в перевозках грузов мелкими партиями); с интернационализацией производства; со стремлением к повышению эффективности перевозок, чтобы противостоять тенденции повышения капиталоемкости транспортно-
го процесса; с необходимостью приспособления к меняющейся структуре производства и экономических связей; с обеспечением регулярности и ритмичности пассажирских и грузовых перевозок; с повышением уровня сохранности и скорости доставки грузов; с необходимостью обеспечения безопасности движения при увеличивающейся его интенсивности в условиях продолжающейся территориальной концентрации населения и производства в районах транспортных узлов и вдоль основных транспортных осей; с резким повышением требований к уровню комфортности в пассажирских перевозках; с необходимостью учета и с ужесточением экологического аспекта развития транспорта (включая вопросы отчуждения территории); с необходимостью снижения энергоемкости и ресурсоемкости в целом на транспорте и в других отраслях.
Качество транспортного обслуживания приобретает особое значение на стадии постиндустриального развития экономики в связи с развитием международных форм производственного кооперирования.
Все эти факторы ведут к сдвигам в структуре перевозок в сторону опережающего развития автомобильного, а также воздушного транспорта, к совершенствованию международных транспортных коммуникаций, ускорению оборачиваемости транспортных средств, интенсивному развитию смешанных бесперегрузочных сообщений, специализации транспортных средств и услуг, образованию крупных специализированных транспортно-распределительных центров международного значения.
Компоненты и факторы географического разделения труда
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МИРОВОЙТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ *
Изменение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период — и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и внутренний валовой продукт (табл.
11.14).За 40 лет удельный мировой, грузооборот на тонну произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километ-рическая подвижность населения увеличились в 3,5—4 раза. Основные параметры мировой транспортной системы и их динамика представлены в табл. 11.13; 11.14 и на рис. II. 18.
Общая протяженность транспортной сети по видам путей сообщения в последние десятилетия существенно стабилизировалась.
В то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром труб.
Данные о перевозках показывают масштабность выполняемой транспортной работы: душевой грузооборот
за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/к пассажирооборот — с 1,0 до 3,2 тыс. пасс.-к Можно отметить динамизм развития перевозок -объем работы вырос более чем в 7 раз и продо жает расти.
И в мировом грузообороте, и в пассажир обороте резко выделяется один, главный, ви транспорта, доля которого до последнего времб ни продолжала возрастать: в грузообороте морской транспорт, в пассажирообороте — леи ковой автомобильный индивидуального польза вания.
между отдельными видами транспорта: в грузо обороте соотношение между железнодорожньи и его главным конкурентом — автомобильны! транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля тру бопроводов (нефте-, продукте- и газопровод выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутрен| него водного транспорта.
В пассажирообор воздушный транспорт приближается к уровни железнодорожного. Автобусный транспорт превзошел железнодорожный еще в 1970 г.
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
При генерализованном подходе выделяют 3 основные социально-производственные категории сельского хозяйства, каждая из которых объединяет несколько типов.
I. Нетоварное (потребительское) традиционное сельское хозяйство
- Земледелие в сочетании с собирательством, охотой и рыболовством в зоне тропических лесов Африки, Юж. Америки и Азии (клубнеплоды, зерновые, бобовые, масличные).
- Кочевое и полукочевое животноводство в засушливых областях тропической и умеренной зоны Африки и Азии (верблюды, овцы, крупный рогатый скот, лошади).
Сюда же относится оленеводство, характерное для зоны тундры Азии и Сев. Европы.
II. Товарное и полутоварное традиционное крестьянское и помещичье-латифун-дистское хозяйство. Латифундиями называют крупные помещичьи землевладения в Латинской Америке. Эта категория сельского хозяйства представлена тремя мировыми типами.
-
Земледельческое хозяйство— трудо-интенсивное рисоводство Азии.
Земледельческое и земледельческо-животноводческое хозяйство Африки, Азии и Латинской Америки. Кукуруза, рис, просяные сочетаются с плодовыми, стимулирующими и техническими культурами (бананы, кофе, какао-бобы, чай, каучуконосы, волокнистые растения).
Типы сельского хозяйства мира
III. Товарное специализированное сельское хозяйство. Включает хозяйства предпринимательского капиталистического типа (фермы, плантации) и государственно-кооперативные, а также крестьянские.
Америка, Австралия, Россия, Казахстан.
Интенсивное земледелие (зерновые, технические, плодовые, овощные культуры): Европа, Сев.
Америка, Япония, Китай.
Добавить комментарий Отменить ответ
Свежие записи
Архивы
Рубрики
Похожие записи
География
Шри ланка форма правления
Полное название: Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Столица: Шри-Джаяварденепура-Котте. Площадь: 65 610 кв. км. Население: 21 675 648 человек. Официальные языки: сингальский, тамильский и английский. Официальная валюта: ланкийская рупия. В тёплых водах Индийского океана неподалёку от Подробнее…
География
Россия многонациональная страна
СодержаниеСтатья: Россия – многонациональное государство.“Россия — многонациональное государство”Россия является многонациональным государством Другие материалы по этой темеРасскажите своим друзьям об интернет-лицее ТПУ!видео Особенности национального состава России. Многонациональные регионы. Республики в составе России.§ 14. Мы — многонациональный Подробнее…
География
Все про алжир
СодержаниеАлжирИстория Алжира34 интересных факта об АлжиреСлово алжирЗначения слова алжир. Что такое алжир?Психология алжирцев: какие они, арабы, населяющие самую большую страну Африки?Примеры употребления слова алжирЕсли нынешние темпы прироста населения продолжатся, население Алжира будет: Описание АлжираГосударство Алжир: Подробнее…
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства