Законодательство, регулирующее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка, деятельность крестьянского хозяйства

Законодательство, регулирующее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов А. Г.

В статье рассматривается совокупность нормативных правовых актов, сконцентрированных на регулировании крестьянского (фермерского) хозяйства в России.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов А. Г.

The set of normative legal acts concentrated on regulation of farm household in Russia is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Законодательство, регулирующее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

Работа представлена кафедрой гражданского права Кубанского государственного аграрного университета. Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор А. А. Молчанов

В статье рассматривается совокупность нормативных правовых актов, сконцентрированных на регулировании крестьянского (фермерского) хозяйства в России.

The set of normative legal acts concentrated on regulation of farm household in Russia is considered in the article.

Земельная реформа, направленная на разгосударствление земельной собственности, установление многообразия форм собственности на землю, установление права пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, аренды, развитие многообразных форм хозяйствования на земле, привела к появлению сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм государственных, частных, муниципальных, кооперативных.

В 1990 г. был принят Закон РСФСР 22.11.1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», долгое время зани-мавший центральное место в правовом регулировании деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств1, и Закон РСФСР 23.11.1990 г. «О земельной реформе»2. Цель реформы была провозглашена: создание различных форм хозяйствования на земле, многоукладность экономики, рациональное использование и охрана земель (ст. 1 Закона «О земельной реформе»). Земля могла предоставляться гражданам в собственность и для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 4 Закона), в том числе путем выдела доли из земельного массива предприятия, в котором гражданин работал (ст. 5 Закона), для предпринимательской деятельности участки могли предоставляться в пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду (ст. 6 Закона).

Большую роль в активизации организации и деятельности крестьянских хозяйств сыграл ГК РФ, который установил общий совместный режим собственности крестьянского хозяйства, устранил различия в режиме земельного участка и другого имущества, а также предусмотрел возможность иного режима, установленного законом или договором.

Статья 257 ГК РФ установила общий совместный режим собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе земельного участка, если законом или договором не установлено иное, поэтому

при обращении гражданина за выделением земельного участка он при отсутствии особого договора выделяется в совместную собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства (ранее такого быть не могло).

Земельный участок для крестьянского (фермерского) хозяйства вблизи населенного пункта не может выделяться из состава земель, занятых для ведения личных подсобных хозяйств, а также земель общественного пользования (выпасы, дороги, водоемы, парки, земли под общественными сооружениями и др.). Земельный участок подлежит выделению единым массивом, за исключением невозможности этого.

Земельный участок ранее разделу не подлежал (ст. 11 ч. 2 Закона от 22.11.1990 г., ст. 58 ч. 5 ЗК РСФСР). ГК РФ в ст. 258 ввел новеллу в данном вопросе, допустив раздел земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, находящихся в общей собственности, в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех членов или по другим основаниям (ч. 1). Данное правило является более сбалансированным, ибо учитывает право выходящего члена крестьянского (фермерского) хозяйства и интересы государства, поскольку земля после раздела передается новым субъектам по нормам, с учетом ее целевого назначения.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»3 регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых яв-ляется возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные уча —

Законодательство, регулирующее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства

стки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сель -скохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Для регулирования предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств важное значение имеют постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»4, ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»5, ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»6, «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»7, Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф38. Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 3199 Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, ас 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистра -цию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время базовым юридическим актом в сфере совершенствования земельных правоотношений является Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»10. Согласно ему крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и

реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, закон допускает участие в крестьянском хозяйстве и посторонних лиц, главным критерием является участие в совместном хозяйстве.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»11 регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.

Согласно ст. 7 вышеназванного закона в числе основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства законодатель называет обеспечение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги.

За годы земельной и аграрной реформ было принято множество нормативных правовых актов федерального уровня, направленных на формирование многоукладной аграрной экономики и укрепление крестьянских (фермерских) хозяйств, организуемых для ведения частного предпринимательства. И все-таки надо признать, что, несмотря на множественность нормативных источников, Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ не удалось решить главную задачу реформы — создание экономически эффективного и экологически безопасного использо-

вания земли. Не в последнюю очередь все эти экономические трудности, имевшие место в прошлом, имеющие место сейчас и в будущем, коренятся в значительной мере в правовых условиях формирования и развития сельскохозяйственной собственности на землю.

При осуществлении кодификационных работ по земельному законодательству доминирует позиция, согласно которой значительно сужались имеющиеся по действующему законодательству права

собственников по распоряжению земельными участками и земельными долями. Такая направленность государственной политики достаточно определенно выражена в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы»12, Земельном кодексе РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

фермерское хозяйство спб купить

площадь земель крестьянского хозяйства 84

картофель в розницу екатеринбург

правовой режим земель крестьянских хозяйств

эксплуатация элеваторного узла