Земельный участок крестьянского фермерского хозяйства
Земельные участки являются специфическим объектом права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства. Это связано с тем, что земля является основным средством производства сельскохозяйственной продукции и источником доходов для крестьянских хозяйств. В настоящее время крестьянские хозяйства встречают немало проблем связанных с получением в собственность и использованием земельных участков. В основном это связано с тем, что современное земельное законодательство устарело и не даёт разъяснения многих вопросов в области земельных отношений. Всё это дало толчок к созданию нормативно-правовых актов на уровне субъектов РФ.11 марта 2005 года Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области № 94-ГД «О земле» Волжская коммуна.- 2005.-12 марта., который до сегодняшнего времени регулирует земельные отношения в нашей области.
В ст.12 — 13 указанного закона прямо установлено предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства максимальным размером не более 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области, минимальный размер 5 гектаров.
Согласно этому закону земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляются в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду. Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство на земельных участках, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении, имеют право дополнительно арендовать земельные участки без ограничения их размеров для производства сельскохозяйственной продукции. За гражданином, имеющим жилой дом в поселении и получившим земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сохраняется приусадебный земельный участок при доме на праве собственности, который не включается в состав землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства. Размер земельного участка, предоставляемого гражданином в пожизненное наследуемое владение или в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, должен быть не менее средне районной нормы.
Согласно норме п.1 ст.11 земельные участки для ведения КФХ могут:
а) предоставляться претендентам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности из состава так называемых фондов перераспределения (ст.34 ЗК РФ Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/Под ред. Емельянова М.В. Ростов н/Д.2002.- С.104-108. и ст.10 Закона об обороте земель Комментарий к Федеральному закону « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»/Под ред. Емельянова М.В.-М. Юнити. 2003.-С.47-49.);
б) приобретаться претендентами на «вторичном» рынке земельных участков;
б) выдел земельной доли в счет приватизации земельных угодий.
В соответствии с п.2 ст.11 гражданам, ведущим КФХ, «для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий».
Здесь следует разобраться, как минимум, с тремя вопросами.
Во-первых, могут ли соответствующие земельные участки предоставляться и приобретаться для граждан, еще не ведущих КФХ, но планирующих его вести?
Во-вторых, кем и у кого могут приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, необходимые для осуществления деятельности КФХ?
В-третьих, каков правовой механизм перевода предоставленных или приобретенных земель сельхозназначения в земли, предназначенные под застройку «зданиями, строениями и сооружениями»?
Ответ на первый из поставленных вопросов, как нам представляется, следует дать положительный. Какое-либо рациональное и корректное обоснование обратному трудно, а может, и невозможно, подобрать. Права граждан, как-то право на начало ведения КФХ с соответствующими имущественными условиями и право на продолжение ведения КФХ с такими же имущественными условиями, нельзя противопоставить друг другу, что и следует из абз.1 п.1 ст.12 комментируемого Закона.
Во-первых, предоставляться соответствующие земельные участки могут органами государственной власти и местного самоуправления, естественно, из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст.81 ЗК РФ) Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/Под ред. Емельянова М.В. -Ростов н/Д.2002.- С.193-194.
Во-вторых, приобретаться соответствующие земельные участки могут самими гражданами, ведущими или планирующими вести КФХ, в частности на «вторичном» рынке земельных участков у собственников таковых участков, решивших по каким-либо соображениям произвести отчуждение своих участков (см. также ст.37 ЗК РФ Там же..- С.116-117. и ст.8 Закона об обороте земель Комментарий к Федеральному закону « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»/Под ред. Емельянова М.В.- М. 2003.-С.37-42.).
Ответ на третий вопрос следующий: в общем порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе ст.8 ЗК РФ Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/Под ред. Емельянова М.В. -Ростов н/Д.2002.- С.47-48..
Кроме того, следует иметь в виду, что не требуется перевод земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в случае, если возводимое (предполагаемое к возведению) здание, строение или сооружение имеет «чисто» сельскохозяйственное назначение, например ток. Другое дело, если речь идет о возведении жилого дома или, скажем, автозаправочной станции (последняя может с равным успехом использоваться для заправки сельхозтехники КФХ и легковых автомобилей, принадлежащих совершенно посторонним лицам).
Целью юридического формирования объекта недвижимости является его индивидуализация посредством конкретизации места его нахождения, а также различных его параметров и свойств.
Применительно к земельным участкам правовым режимом их юридического формирования как объектов недвижимости является их кадастровый учет, производимый в соответствии с указанным Федеральным законом и принятыми на его основе подзаконными нормативными правовыми актами Комментарий к Федераль-ному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. B.C. Бурова. М., 2000.-С. 5-6..
Цель, для которой испрашивается предоставление земельного участка, может заключаться в следующем:
б) осуществлении нового (дополнительного) вида деятельности ранее созданного КФХ;
в)»механическом» (экстенсивном) расширении поля (и в прямом, и в переносном значении этого слова) деятельности ранее созданного хозяйства.
Вид субъективного гражданского права, на титуле которого (титуле предполагаемого будущего владения которым) испрашивается предоставление земельного участка. Должны императивно применяться нормы пп.5 и 6 ст.10 Закона об обороте земель, если речь в заявленииидет о землях, определенных п.5 ст.10 указанного Закона или об оленьих пастбищах в районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ в остальных местностях) Эти нормы являются специальными и не противоречат ЗК РФ, и, значит, в регулируемых ими случаях речь может идти только о предоставлении земельных участков в аренду (см. гл.34 ГК РФ). При этом из абз.2 п.5 и формулировки п.6 ст.10 указанного Федерального закона следует, что эта аренда не может быть арендой с правом выкупа Комментарий к Федеральному закону « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»/Под ред. Емельянова М.В..М. 2003.-С.17-23..
В остальных случаях, кроме предусмотренных п.3 ст.15 ЗК РФ и ст.3 Закона об обороте земель, заявитель вправе по своему усмотрению испрашивать предоставление земельного участка как в собственность, так и в аренду. В принципе, нет чего-либо некорректного в просьбе предоставить земельный участок в собственность (как наиболее желательный вариант) либо в аренду (если адресат заявления по какой-либо объективной или субъективной причине не пожелает предоставить земельный участок в собственность). Можно испросить предоставление земельного участка в аренду с правом последующего выкупа. Адресат заявления может предложить заявителю этот последний вариант, удобный, кстати, тем, что заявителю предоставляется своего рода испытательный срок — чтобы проверить его состоятельность как землепользователя.
Обоснование размера испрашиваемого к предоставлению в собственность или аренду под КФХ земельного участка законодатель в какой-то мере предлагает в подп.5 п.1 ст.12 в виде «подсказки» заявителю (заявителям):
а) число членов КФХ, рассматриваемое и как трудовой ресурс КФХ, и как количество «ртов», которые должно кормить хозяйство. При создании КФХ, естественно, речь может идти о числе потенциальных членов хозяйства, но, как представляется, в заявлении должны быть указаны Ф.И.О., адреса и паспортные данные не только наличествующих, но и предполагаемых членов хозяйства — все с соблюдением условий п.2 ст.3 комментируемого Закона;
б) виды деятельности КФХ (как осуществляемые — с указанием, почему недостаточно ранее предоставленного земельного участка, так и планируемые к осуществлению — с указанием (в виде своеобразного бизнес-плана), почему наиболее эффективным будет хозяйствование при условии предоставления испрашиваемого земельного участка).
Перечень элементов обоснования, приведенный в подп.5 п.1 ст.12, безусловно, не является исчерпывающим. В заявление могут быть включены и иные мотивы, заслуживающие, по мнению заявителя (заявителей), внимания и уважения. Например, для расширения «фронта» деятельности КФХ при неизменном числе его членов (но — почему бы и нет — при увеличении числа его наемных работников) могут понадобиться дополнительные площади для соблюдения агрономических требований к севообороту (необходимость нахождения определенных площадей под парами, внедрение новых культур в сфере растениеводства и т.п.).
Решение об отказе может быть обжаловано в арбитражный суд, если КФХ прошло регистрацию. Если регистрация не пройдена обжалование осуществляется в суд общей юрисдикции Письмо ВАС РФ №N С5-7/уз-712 от 27.06.2003 года «О Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» //Вестник ВАС-2003.-№9.- С.15..
картофель в магазинах екатеринбурга
регистрация крестьянского фермерского хозяйства
сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз грудцынский