Земли крестьянских хозяйств, земли крестьянских хозяйств

3. Земли крестьянских хозяйств

После длительного перерыва наше общество снова обратило

внимание на крестьянские хозяйства. В начале реформ они

были интересны в качестве мелких производителей товар-

ной сельскохозяйственной продукции. Имея в виду эти це-

ли, к ним и обращался Закон о крестьянском (фермерском)

хозяйстве. Из определения, данного в ст. 1 Закона, сле-

дует, что крестьянское хозяйство — это самостоятельный

представленный отдельным гражданином, семьей или груп-

пой дру-их лиц, осуществляющих производство, переработ-

ку и реализацию сельскохозяйственной продукции на осно-

ве использования имущества и земельных участков1. Субъ-

екты использования земельного участка в крестьянском

хозяйстве — это глава крестьянского хозяйства и его ле-

ны. Дело в том, что ГК уточнил положение крестьянского

хозяйства в том что касается его принадлежности статусу

юридического лица, поскольку, что значит «пользоваться

правами юридического лица», при применении этого поло-

жения на практике было ясно не всем и не всегда: то ли

работающие в хозяйстве по трудовому договору, членами

крестьянского хозяйства не являются, их отношения с

крестьянским хозяйством регулируются трудовым правом.

лицом, а только пользуется его правами, то ли раз оно

пользуется правами юридического лица, значит, данным

лицом и является. С формальной, юридической точки зре-

ния считать крестьянское хозяйство юридическим лицом и

раньше было нельзя, поскольку закон его таковым прямо

не называл. Теперь ситуация несколько прояснилась. В

соответствии со ст. 23 ГК глава крестьянского хозяйс-

тва, осуществляющего деятельность без образования юри-

дического лица, признается предпринимателем с момента

государственной регистрации в качестве индивидуального

предпринимательской деятельности граждан, осуществляе-

мой без образования юридического лица, соответственно

применяются правила ГК, которые регулируют деятельность

юридических лиц, являющихся коммерческими организация-

ми, если иное не вытекает из закона, иных правовых ак-

тов или существа правоотношения1. В соответствии со ст.

257 ГК правом общей совместной собственности на иму-

щество и на землю наделяются все его члены, если зако-

ном и договором не предусмотрено иное. Последнее поло-

жение стоит того, чтобы остановиться на нем подробнее.

Тем более, что решение этого вопроса имеет прямой выход

на земельные проблемы. С тем, что касается установления

принципе все ясно: если члены крестьянского хозяйства

при его образовании или впоследствии не заключили между

собой договор о том, что имущество и земля находятся в

какой бы то ни было иной форме собственности (общей до-

левой или в собственности главы или одного из членов —

на усмотрение крестьянского хозяйства), то действует

норма ст. 257 ГК об общей совместной собственности. Но

вот с утверждением статьи о том, что законом может быть

установлено иное, пока существуют проблемы. Дело в том,

что Законом Российской Федерации «О крестьянском (фер-

тях, но все-таки действующим, как раз и предусмотрено

«иное», а именно права на землю крестьянского хозяйства

переданы главе хозяйства. И как быть в такой ситуации?

Просто проигнорировать действующую норму нельзя: у за-

конов есть свой порядок вступления в действие и прекра-

щения действия. Это и в принципе неверный подход к за-

последнее время мы встречаем не так уж и редко. Выбрать

для применения какую-то одну норму, например норму ГК,

нельзя, так как для прекращения действия нормы закона

эти основания тоже несущественны. Выход представляется

в том, что до принятия нового Закона о крестьянском хо-

зяйстве, проект которого находится в стадии подготовки,

могут существовать как крестьянские хозяйства с иму-

щественным режимом, основанным на Законе о крестьянском

стве (в его документах это должно быть отражено), так и

праве общей собственности на землю, но и это должно

быть отражено в документах крестьянского хозяйства.

Возможен и третий вариант, когда члены хозяйства на ос-

новании ГК заключают договор, в соответствии с которым

устанавливают тот имущественный режим (в том числе и

когда такая структура, как крестьянское хозяйство, на-

ходится в стадии поиска формы и своего места в законо-

дательстве, подобная свобода выбора, возможно, вещь и

не такая плохая. Теперь несколько подробнее остановимся

кто и каким образом может стать его членом (участни-

ком). Содержание ст. 5 Закона о крестьянском хозяйстве

говорит о том что право на создание крестьянского хо-

зяйства и получение земельного участка для этих целей

имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР (Российской

вык сельскохозяйственных работ. Требование дееспособ-

ности и достижения 18-летнего возраста представляется

единым требованием наличия гражданской дееспособности в

полном объеме. Однако мы уже знаем, что приобретение

полной гражданской дееспособности в соответствии с ГК

возможно и до совершеннолетия в случае вступления в

брак или эмансипации. Кроме того, полная гражданская

дееспособность требует от ведущего крестьянское хозяйс-

тво соответствия другим требованиям дееспособности, о

которых говорилось ранее. Однако следует оговориться,

что эти требования в полной мере следует предъявлять

только к главе крестьянского хозяйства, поскольку имен-

но он в соответствии с ГК будет являться индивидуальным

предпринимателем. Что касается членов крестьянского хо-

зяйства, то ими по действующему Закону о крестьянском

хозяйстве считаются трудоспособные члены семьи и другие

граждане, ведущие хозяйство. Жаль, что такое определе-

ние совсем не учитывает возможности семейного членства

в крестьянском хозяйстве, в соответствии с ним членами

семейного крестьянского хозяйства не могут считаться ни

летние дети, ни вообще нетрудоспособные члены семьи.

Получается, что эти лица, оставаясь членами семьи и за-

частую принимая участие в ведении хозяйства, не имеют

на его имущество никаких прав, даже права наследования.

Разумеется, можно сказать, что при данном противоречии

в свои права вступают нормы семейного законодательства.

Но это сделать реально не так просто, если в крестьянс-

ком хозяйстве семейное имущество фактически не отделено

от, назовем его так, производственного. Как стать чле-

ном крестьянского хозяйства и как это членство прекра-

щается? По правилам организации крестьянского хозяйства

при пода-че заявления глава крестьянского хозяйства

щих членов, затем, в соответствии с этим списком, сос-

тав крестьянского хозяйства регистрируется местными ор-

ганами власти. Но как быть, если крестьянское хозяйство

уже создано и его состав зарегистрирован? Проблема эта

важна и естественна, так как состав крестьянского хо-

зяйства подвижен. Например, нужно ли регистрировать но-

вых членов? Логично предположить, что нового члена та-

ковым должны признать другие члены хозяйства, и прежде

всего глава. Для семейных крестьянских хозяйств издавна

существовало правило, по которому член семьи становился

членом крестьянского двора по рождению, вне зависимости

от возраста, неродственники принимались в члены в ка-

честве известных праву того времени примаков. Они при-

писывались к соответствующему крестьянскому двору. Та-

кое положение целесообразно внести и в современное за-

конодательство о крестьянских хозяйствах. Прекращение

членства в крестьянском хозяйстве на основании законо-

дательства наступает в случае выхода (выдела из хозяйс-

тва, смерти и, как следует понимать, лишения трудоспо-

собности — по возрасту или по болезни). Земельный учас-

ток нужен крестьянскому хозяйству прежде всего для

сельскохозяйственного производства, значит, те земли,

которые крестьянское хозяйство использует, оно исполь-

зует в сельскохозяйственных целях. И из каких категорий

они ни были бы предоставлены хозяйству, эти земли ста-

новятся землями сельскохозяйственного использования,

территорий, которые, входя в границы крестьянского хо-

зяйства, сохраняют свой режим использования, или в со-

ответствующем порядке они должны быть переведены в ка-

тегорию сельскохозяйственных земель. О том, где и каким

образом взять земли для ведения крестьянского хозяйс-

тва, уже был предварительный разговор в частях, расска-

зывающих об источниках предоставления земли гражданам

вообще. Напомним, что это могут быть приватизационные

способы (из фондов перераспределения и земель запаса),

а также способы, предусмотренные ГК для приобретения

имущества. Рассмотрим в отдельности для каждого источ-

ника получения земли процедуру получения из него зе-

мельного участка для ведения крестьянского хозяйства.

хозяйстве, граждане, изъявившие желание вести крестьян-

ское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других

регионов на постоянное жительство, подают заявление с

необходимыми обоснованиями в районную (городскую) адми-

нистрацию по месту расположения участка. Местная адми-

нистрация направляет указанное заявление в земельную

комиссию для подготовки материалов. Порядок выдачи до-

кументов, удостоверяющих право на землю, закреплен Инс-

трукцией о порядке выдачи (замены) государственных ак-

тов на право собственности на землю, пожизненного нас-

ледуемого владения, бессрочного (постоянного) пользова-

ния землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе

и земельным ресурсам при Правительстве Российской Феде-

а также порядком выдачи и регистрации Свидетельства о

праве собственности на землю и Порядком выдачи и ре-

гистрации договоров аренды земли сельскохозяйственного

назначения, договоров временного пользования землей

сельскохозяйственного назначения, утвержденными Комите-

том по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра-

вительстве Российской Федерации 20 мая 1992 г. В этих

документах достаточно подробно описан порядок действий

по составлению и выдаче соответствующих документов. Что

касается особенностей организации крестьянских хозяйств

членами колхозов и работниками совхозов, то об этом го-

ворит Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве в ст.

8, а подробнее об этом говорится в разделе, касающемся

использования земли коллективными сельскохозяйственными

организациями. Теперь перейдем к землеустроительным

зяйства. Это вопросы формы, состава, качества и распо-

ложения земель каждого конкретного хозяйства. Законода-

тельство предусматривает выделение земельного участка

для ведения крестьянского хозяйства единым массивом.

Это требование является очень важным для организации

хозяйства. Во времена аграрной реформы 1906 г. при об-

разовании хуторских хозяйств подчеркивалась необходи-

мость не только ликвидации чересполосицы (когда пашня в

земельной общине делилась полосами между ее членами,

чтобы добиться справедливости в отношении качества зе-

мельных наделов), но и то, что земельный участок должен

приближаться по форме к квадрату. Подобного рода уточ-

нение нужно было для образования хуторских хозяйств,

где усадьба располагалась в центре, а пашня, иные про-

изводственные земли — вокруг. Следует заметить, что для

членов колхозов, работников совхозов и других сельско-

хозяйственных предприятий законодательство предлагает

вариант, когда фермерам в первую очередь выделяются

внесевооборотные пахотные угодья, отдельные поля севоо-

борота (по возможности без нарушения целостности от-

дельных земельных участков и без создания чересполоси-

зяйстве добавляет к этому не столько требование, сколь-

ко пожелание расположения участка ближе к жилью (ст.

8). Естественно и понятно, что выдел внесевооборотных

участков и участков и полей отдельного севооборота бу-

дет доминировать над всеми другими условиями, так что

так получается, на периферии угодий сельскохозяйствен-

участков для ведения крестьянского хозяйства на землях

выпаса, фонда перераспределения, лесного фонда, то об

этом законодательство умалчивает. Хотя и здесь при раз-

мещении земельных угодий законодательством должна быть

замечена разница между удобным и неудобным для хозяйс-

твенной деятельности расположе-нием участков, аналогич-

Касаясь расположения земельных участков вообще, законо-

дательство утверждает принцип, по которому государство

должно брать на себя первичное обустройство крестьянс-

ких хозяйств, создаваемых на территориях, где отсутс-

твуют объекты производственного и социально-бытового

назначения: водообеспечение, телефонизация, строитель-

ство дорог, линий электропередач и т. д. производятся

за счет государства. Предполагается, что местные адми-

нистрации должны оказывать помощь в возведении произ-

водственных объектов и жилья. То, что государственный и

местный бюджеты в состоянии обеспечить исполнение этого

требования закона в том объеме, в котором это необходи-

мо для формирования известного количества хозяйств, вы-

зывает большие сомнения. Здесь можно обратить внимание

на существовавший в российском земельном праве институт

так называемых дач общего владения. Так назывались зе-

мельные участки, принадлежавшие владельцам на праве об-

щей собственности до раздела земли в натуре. Их основ-

ной отличительной чертой была обязательная временность

(конечность) общего владения землей, после определенно-

го периода времени следовал обязательный раздел земли и

размежевание. Эта форма раздела земельной собственнос-

ти, по мнению автора, заслуживает того, чтобы на ее ос-

новные принципы обратило внимание современное законода-

тельство. Таким образом, объединения крестьянских хо-

зяйств, в том числе и ассоциации крестьянских хозяйств,

в реформенное время имеют смысл не в самом по себе объ-

единении, а в объединении как способе «цивилизованного»

раздела на единоличные хозяйства. Нерассмотренным ос-

тался вопрос размера предоставляемого земельного участ-

ка. Правовая сторона этого вопроса, равно как и пробле-

мы земельной политики, как ни в одном из вопросов соп-

рикасаются и с экономическими проблемами организации

крестьянского хозяйства. Мелкие семейные хозяйства име-

ют в решении этого вопроса свои специфические особен-

ности. Здесь следует сразу отграничить вопросы наделе-

ния (предоставления) земли крестьянскому хозяйству при

его образовании, в особенности в ходе приватизации зе-

мель во время аграрной реформы, от вопросов движения

земельной собственности (земельных угодий, находящихся

в пользовании) во время существования и деятельности

крестьянского хозяйства на протяжении времени. Первое

связано не столько с целесообразностью организации

крестьянского хозяйства определенного размера, так по-

лучается в земельных реформах не только этого времени,

но и в прошлом, сколько со справедливым наделением зе-

мельными участками достаточного количества желающих ор-

ганизовать собственное хозяйство. Здесь возникают воп-

росы нормирования распределения земли, ее предоставле-

бесплатно. Отсюда появляется необходимость в норматив-

ных актах, определяющих принципы наделения крестьянских

хозяйств землей. Современные нормативные акты по своему

новы для истории. Принципы наделения крестьян землей

устанавливались и реформой 1861 г., и во время Столы-

пинской реформы, и с установлением норм трудового зем-

лепользования в 20-х гг. К этому времени принципы нор-

мирования более или менее определились. Считалось, что

максимальная величина нормы наделения крестьянских дво-

ров землей для трудового землепользования зависит от

возможности вовлечения сохраняемой ими (дворами) или

предоставляемой им земли в хозяйственный оборот; факти-

чески нормы наделения могли оказаться и несколько ниже,

в зависимости от местных условий (фактическая налич-

ность сельскохозяйственных земель, густота населения и

наделения могла быть различна. Заметим сразу что в ос-

нову наделения крестьянских хозяйств в период 20-х гг.

этого столетия был положен принцип способности данным

крестьянским хозяйством обработать всю полученную зем-

лю. В основе его лежали выводы российских аграрников о

том, что крестьянское хозяйство может иметь в своем

пользовании такое количество земли (ему необходимо та-

кое количество земли), которое крестьянское хозяйство в

состоянии обработать своими силами, т. е. силами членов

крестьянского хозяйства. В чем отличие от современных

принципов? Заметно, что они в первую очередь имеют в

виду возможности района в предоставлении земли всем же-

лающим. С самого начала Законом о крестьянском хозяйс-

тве (ст. 5) размер земельного участка предлагалось оп-

ределять в каждом конкретном случае с учетом количества

членов крестьянского хозяйства, его специализации, а

также предельных норм, устанавливаемых в республике,

крае, области. При этом предельные размеры земельных

участков, предоставляемых для ведения крестьянского

ластными, автономных областей органами власти (ст. 36

ЗК); установление порядка норм предоставления земельных

участков для ведения крестьянского хозяйства содержится

в Указе Президента Российской Федерации «О порядке ус-

тановления норм бесплатной передачи земельных участков»

от 2 марта 1992 г. По нашему мнению, когда земельное

законодательство говорит о предельных размерах земель-

ных участков, предоставляемых Для ведения крестьянского

ных нормах бесплатного предоставления земельных участ-

ков. Нормы (среднерайонные нормы) бесплатной передачи

земли в собственность граждан, ведущих крестьянское хо-

зяйство, по Указу определяются из расчета всех площадей

сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйс-

твенных предприятий Района, за исключением земель, пе-

реданных в ведение сельских, поселковых, городских ад-

министраций, делимых на суммарную численность лиц, ра-

ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, за-

нятых в социальной сфере на селе). В данном случае учи-

тываются территориальные возможности в границах одного

демографическая ситуация в том же районе. В основе же

лежит принцип справедливого наделения землей без учета

специфики крестьянского хозяйства и его потребностей в

земле. Привести размер земельного участка крестьянского

хозяйства в соответствие с потребностями хозяйства воз-

можность есть — путем дополнительной аренды земельного

участка или покупки дополнительного земельного участка.

Теперь несколько слов о «неприватизационных» источниках

получения земли крестьянами для организации крестьянс-

кого хозяйства. Прежде всего, речь идет о покупке зем-

ли. Сейчас в вопросах купли-продажи земли не существует

законодательных препятствий. Указом Президента Российс-

кой Федерации «О регулировании земельных отношений и

развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993

г. собственники земельных участков вправе совершать с

землей все сделки, предусмотренные гражданским законо-

дательством, в том числе и сделки купли-продажи. Тем не

менее процедура приобретения земли крестьянскими хо-

зяйствами путем покупки требует детальной разработки,

так как в дальнейшем эта форма увеличения земельной

собственности крестьян и образования крестьянских хо-

зяйств станет одной из основных. В этом должны помочь

скорейшая разработка и принятие новой редакции ЗК. Уже

приняты первая и вторая части ГК, Типовой договор куп-

ли-продажи земли, другие нормативные акты. Кроме покуп-

ки земельного участка конкурировать с этим способом бу-

дет аренда земли. На основе аренды (как это было везде

и всегда) будут организовывать свои хозяйства менее

обеспеченные крестьяне. По закону в качестве арендода-

теля в данном случае выступают местные органы государс-

твенники земли. Рассматривая все источники приобретения

земли крестьянскими хозяйствами, предусмотренные зако-

решается на местном уровне. Последнее, о чем необходимо

сказать, обсуждая особенности земельных угодий кресть-

янских хозяйств, — это состав земельного участка каждо-

го конкретного хозяйства. Земельный участок крестьянс-

кого хозяйства должен рассматриваться как единое целое

— объект права собственности или владения главы кресть-

янского хозяйства. Однако ведение хозяйства требует,

чтобы участок был разделен по целям использования. Это

вопрос внутреннего землеустройства. Кроме того, в собс-

твенности членов крестьянского хозяйства могут нахо-

диться земли разной ценности, а также земли, поросшие

лесом, водоемы и т.д. В связи со всем сказанным, должны

ли существовать особенности правового регулирования

различных частей земельного участка крестьянского хо-

зяйства? Как представляется, разница будет заключаться

в правовом регулировании использования земель в зависи-

назначена ли данная часть земли для основной деятель-

го хозяйства либо для возведения хозяйственных построек

и жилья; 2) от категории земель, полученных хозяйством

(например, земли лесов) или расположенных на территории

участков с особым режимом. Что же касается внутреннего

деления земель крестьянского хозяйства, то об этом ЗК

практически ничего не говорит. Закон Российской Федера-

ции о крестьянском хозяйстве только один раз обмолвился

о том, что по согласию будущего главы хозяйства, выхо-

дящего из колхоза или совхоза, его земельный участок

может состоять из «приусадебного и производственного

земель крестьянского хозяйства оказывается и для нало-

гообложения и взимания арендной платы. В общей сложнос-

ти современные нормативные акты предлагают нам делить

земли на следующие типы: земли подсобного хозяйства и

земли производственного назначения (деление, как мы по-

или пользователю земли дано право решать, каким образом

использовать его собственные земли. Тем более, что вме-

участков, землепользователей, связанную с использовани-

ем земли, со стороны государственных, хозяйственных и

Поэтому важно выдержать равновесие сохранения права

собственника (пользователя) и общественно важной необ-

ходимости охраны земель сельскохозяйственного использо-

вания. Некоторые противоречия в этой связи можно заме-

тить в законодательстве. Например, без всякого указания

на то, о каких землях идет речь, собственнику земли да-

ется право возводить строения и сооружения на своей

доставленным собственнику, если он реализует его на

землях, выделенных первоначально под пашню? Возникает

или нет здесь вопрос о неправомерном использовании зем-

ли? Законодательство отрицательно относится к самостоя-

тельной реорганизации сельскохозяйственных угодий в

крестьянском хозяйстве. Основанием к этому становится и

налогообложение, которое, как известно, зависит от сос-

тава земель, и условия аренды земельного участка, куп-

ля-продажа земли, залог и другие предусмотренные правом

операции: во всех этих случаях собственник либо пользо-

участке заинтересованным лицам или органам. Эта необхо-

димость в некоторой степени способствует стабильности

использования земельных угодий крестьянским хозяйством.

Земельное законодательство предполагает возможность

включения в собственность крестьянского хозяйства зе-

мель лесных угодий. И так как эта возможность является

Режим использования этих земель должен иметь отличия от

основного сельскохозяйственного землепользования. Су-

ществует мнение, и небезосновательное, что появляется

новая категория лесов — крестьянские леса1. В соответс-

твии со ст. 10 Основ лесного законодательства Российс-

кой Федерации при реорганизации колхоза или совхоза в

другое сельскохозяйственное формирование ему предостав-

ляется во владение лесной фонд этого колхоза или совхо-

за2. И следует согласиться с авторами комментария к Ос-

новам лесного законодательства Российской Федерации о

том, что к категории «других сельскохозяйственных фор-

мирований» — понятие, встречающееся в Основах несколько

раз, — относятся и крестьянские хозяйства. Но здесь по

тексту законодательства возникает несколько существен-

ных вопросов. Первый относится к тому, что по смыслу

ст. 10 Основ на участки лесного фонда права получают

только хозяйства, образованные при реорганизации колхо-

зов и совхозов, а при допущении более широкого толкова-

ния статьи — и крестьянские хозяйства, образованные пу-

тем выхода из коллективных сельскохозяйственных предп-

риятий. Что касается крестьянских хозяйств, образован-

ных иным путем, то о них Основы лесного законодательст-

участки лесного фонда перераспределения будут иметь тот

же правовой режим по этому законодательному акту. Сле-

дующий существенный вопрос заключается в противоречии

лесного и земельного законодательства в решении вопроса

о содержании прав, предоставленных крестьянским хозяйс-

твам на лесной фонд и земли лесного фонда. По лесному

законодательству лесной фонд передается на праве владе-

ния, в содержание которого входит в том числе право

проведения рубок промежуточного пользования, предостав-

пользование по установленному порядку, противопожарное

и санитарное обустройство и т. д. По-особому решаются

вопросы ведения лесного хозяйства и охраны лесов. При

этом лесной фонд по лесному законодательству — это леса

и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли.

Позиция же земельного законодательства относительно зе-

мель лесного фонда, в которые входят земли, покрытые

лесом, предоставленные для нужд лесного хозяйства и

лесной промышленности, развивалась следующим образом. В

соответствии со ст. 94 ЗК эти земли могли предостав-

ляться для использования в сельскохозяйственных целях

только во временное пользование. Что касается предос-

тавления земель иным крестьянским хозяйствам, то теперь

согласно Указу Президента Российской Федерации «О неот-

сельскохозяйственного законодательства СССР в условиях

Основам лесного законодательства РФ //Законодательство

мерах по ускорению земельной реформы» крестьянским хо-

зяйствам можно выделять земли в лесах первой категории,

не включенных в состав природоохранного, рекреационного

и историко-культурного назначения, в том числе и для

ведения крестьянского хозяйства. Земли же лесов вообще

в соответствии с тем же Указом могут предоставляться

крестьянским хозяйствам по согласованию с органами лес-

ного хозяйства для комплексного ведения сельского и

лесного хозяйства. Особенностью данного Указа является

то, что, предоставляя землю лесного фонда крестьянским

хозяйствам, не говорится об объеме прав, на которых эти

земли предоставляются. Другим нововведением пункта Ука-

за Президента Российской Федерации от 27 декабря 1992

сельскохозяйственной деятельности получает и иную цель

ведения хозяйства — лесное хозяйство, ведение которого

подчиняется действию лесного законодательства. Земли

вод также могут входить в границы крестьянского хозяйс-

тва, но режим их подчиняется ст. 95 ЗК, а также водному

законодательству Российской Федерации. С практической

прудов, озер), полностью не входящих в границы кресть-

янских хозяйств и имеющих общерайонное и иное общест-

венное значение, может устанавливаться особый режим ис-

пользования. Право собственности на землю имеет наи-

большее значение в правовой жизни крестьянского хозяйс-

тва в сравнении с иными правами, предоставленными граж-

данам, ведущим сельскохозяйственное производство в рам-

ках этой хозяйственной конструкции. Земля имеет для хо-

собственности предоставляет субъекту наибольшие право-

вые полномочия по владению, пользованию и распоряжению.

Законодательство не предусматривает каких бы то ни было

изъятий из приведенного перечня прав собственников для

случая владения, пользования и распоряжения земельным

участком крестьянского хозяйства. Однако в ряде случаев

возникают специально оговоренные особенности, которые

зяйствовать собственник земли крестьянского хозяйства

может преимущественно в рамках сельскохозяйственного

крестьянском хозяйстве заключается в производстве, пе-

реработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Именно в соответствии с этим правом глава хозяйства мо-

жет самостоятельно заниматься землеустройством своего

участка, решать, какая часть его эемли будет отведена

под пашню, какая под хозяйственные постройки. Нигде не

регламентируются эти вопросы, и размер пахотных угодий

в сравнении с иными угодьями хозяйства зависит от спе-

ци-ализации крестьянского хозяйства и интересов собс-

твенника. Право возведения жилья, производственных и

культурно-бытовых стро-ений соприкасается с вопросами

все того же самостоятельного ве-дения хозяйства и огра-

крестьянского хозяйства. Согласно нашему допущению, что

крестьянское хозяйство может быть организовано как на

праве общей совместной собственности членов хозяйства

на землю, так и на праве на землю главы хозяйства, при-

ходится рассматривать права членов хозяйства на земель-

ные угодья с точки зрения того и другого случая отдель-

но. Сначала поговорим о возможных правах рядовых членов

хозяйства на земельный участок при предоставлении прав

на землю главе хозяйства. Если быть точным, то в смысле

права владения, пользования и распоряжения таких прав

нет. Статьи Закона о крестьянском (фермерском) хозяйс-

тве и Земельный кодекс Российской Федерации упоминают о

таких правах, как согласиться или не согласиться на

продажу земельного участка, право наследования земель-

ного участка. Обязанность главы хозяйства согласовывать

продажу участка с членами хозяйства следует считать ог-

раничением его права собственности в части распоряжения

землей, но характера самостоятельного права на землю

членов хозяйства это ограничение не имеет. Однако с

юридической точки зрения для членов крестьянского хо-

зяйства существенным является даже не само право согла-

ситься или не согласиться с мнением главы по этому воп-

росу, а их право оспорить сделку о купле-продаже земли

в суде, основываясь на своем несогласии с совершением

этой сделки. И хотя нынешнее земельное законодательство

не предусматривает недействительности сделки по продаже

земельного участка в случае, предусмотренном ст. 58 ЗК

(необходимость согласия членов хозяйства на продажу

земли), гражданское законодательство, и на него можно

опираться в данном случае, признает недействительными

сделки, совершенные вопреки указаниям закона (ст. 168

ГК). Какими правами, кроме закрепленного права оспорить

сделку купли-продажи земли, может обладать член хозяйс-

тва, где все права на землю принадлежат главе? По идее

эти права должны быть связаны с совместным использова-

нием земельного участка. Это должно означать, что глава

хозяйства не вправе запретить членам хозяйства обраба-

тывать земельный участок. Однако какие-либо другие воз-

можные права членов хозяйства на землю, если попытаться

их представить, упираются в право и обязанность главы

хозяйства как в распоряжении землей, так и в организа-

ции хозяйственного процесса в целом. Поэтому члены хо-

зяйства могут получить какие-либо права по использова-

нию земли, но только с ведома и разрешения собственника

(например, разведение огорода, посев определенной куль-

ником и членами хозяйства ни в коей мере не подлежат

рассмотрению в суде. Какие все же преимущества в зе-

мельных отношениях в сравнении с другими гражданами

имеют -члены хозяйства, если право на землю принадлежит

Что касается Закона о крестьянском хозяйстве, то кроме

положения о необходимости согласия всех членов кресть-

янского хозяйства на продажу земельного участка члены

хозяйства упоминаются в нем и в Земельном кодексе Рос-

сийской Федерации в связи с передачей земли по наследс-

тву. Эти два случая вряд ли дают право назвать членов

хозяйства правомочными субъектами земельных отношений в

том, что касается земель их собственного крестьянского

хозяйства. Роль главы и членов хозяйства в земельных

отношениях в данном случае настолько различна, что, го-

воря о членах крестьянского хозяйства, скорее следует

говорить об особом положении относительно земель хо-

зяйства в сравнении с другими гражданами, чем о правах

на эту землю. Насколько может быть целесообразно такое

возникающим из законодательства, является случай с мно-

гочисленным крестьянским хозяйством (т. е. насчитываю-

ществующем в земельном и аграрном законодательстве по-

рядке предоставления прав такого хозяйства на землю он

становится собственником очень большого земельного

участка, тогда как остальные члены оказываются по отно-

шению к земле совершенно бесправными и абсолютно от нее

отчуждены. В данном случае положение ГК о предоставле-

нии членам хозяйства права совместной собственности на

землю крестьянского хозяйства представляется обоснован-

ным. Совершенно иное качество приобретают права членов

крестьянского хозяйства на землю при предоставлении

права общей совместной собственности на землю. В этом

случае члены хозяйства приобретают права собственников

и реализация права осуществляется на основе земельного

и гражданского законодательства, регулирующего эту фор-

му собственности. Теперь несколько слов следует сказать

об обязанностях собственников земель крестьянского хо-

зяйства и ответственности за неисполнение обязанностей

по земельному законодательству Российской Федерации.

Как можно заметить, все рассмотренные случаи реализации

права собственности можно отнести не только исключи-

тельно к крестьянским хозяйствам, но и к праву собс-

твенности на сельскохозяйственные угодья вообще, а не-

которые стороны правового регулирования имеют отношение

к праву собственности на землю вообще. Включение в пра-

вовой оборот регулирования земельных отношений кресть-

янских хозяйств подвергается унификации и под-чиняется

собственности на землю у нас в стране. Особенности же

правового реулирования должны (подчас так и есть на са-

мом деле) зависеть от целевого — сельскохозяйственного

особенности, как видим, еще недостаточно учтены совре-

Само собой разумеющейся является обязанность по своев-

ременному внесению земельного налога. При этом госу-

дарство, устанавливая порядок взимания налогов с зе-

мельной собственности, предполагает ряд льгот, важных

именно для развития крестьянских хозяйств (помимо того,

что этот вид налога — единственный, взимаемый с кресть-

янских хозяйств). Именно на основании предоставленных

льгот собственник земель крестьянского хозяйства, полу-

чивший нарушенные или малопродуктивные земли в соот-

ветствии с кадастровой оценкой, в течение 10 лет не

платит земельный налог. Не подлежат налогообложению и

крестьянские хозяйства, имеющие землю в стадии освое-

ния. Право пожизненного наследуемого владения на землю

в крестьянском хозяйстве усложняет тот факт, что полу-

чить землю на праве владения можно только в рамках норм

бесплатного предоставления земли, дополнительные же

участки могут приобретаться в собственность либо их

можно арендовать. Получается, что при желании увеличить

свои земельные угодья крестьяне будут пользоваться зем-

лей на разных правах, что просто неудобно. Развиваются

право аренды земельного участка для ведения крестьянс-

кого хозяйства, право постоянного (бессрочного) пользо-

вания. То, что сейчас число арендных крестьянских хо-

зяйств невелико по сравнению с основанными на праве

собственности, говорит лишь о том, что процесс привати-

зации земли для крестьянских хозяйств еще не завершен,

не завершено перераспределение земельной собственности

и, организуя крестьянское хозяйство, крестьяне предпо-

читают закрепить землю в пожизненное наследуемое владе-

ние или собственность. Основания же для распространения

аренды земли для ведения крестъянских хозяйств сущест-

средств для покупки земли. Собственно, именно в этом и

крестьянского хозяйства на праве аренды: в случае не-

возможности получить земли путем предоставления местны-

ми органами власти или выхода из коллективного сельско-

хозяйственного предприятия можно организовать произ-

водство в крестьянском хозяйстве, не осуществляя значи-

Арендное крестьянское хозяйство пользуется практически

теми же правами, — что и собственник и владелец земли,

аренды, не вправе препятствовать осуществлению этих

прав. По сути, при осуществлении договорных отношений

земля почти без изъятий переходит во владение и пользо-

вание всех членов или главы крестьянского хозяйства.

Арендодатель же, осуществляя право распоряжения своей

собственностью, не вправе по своему усмотрению лишить

арендатора права владеть и пользоваться его имуществом

в том виде, как это предусмотрено законом и договором.

Следует считать, что такой вариант аренды будет спо-

собствовать развитию крестьянских хозяйств, основанных

на этой форме права на землю. Завещание и наследование

земельного участка крестьянского хозяйства. Право нас-

ледования земельного участка, как уже говорилось, наи-

более четко отличает членов хозяйства от всех остальных

граждан. Если члены крестьянского хозяйства владеют,

пользуются и распоряжаются землей на праве общей сов-

местной собственности, то часть имущества умершего нас-

ледуют оставшиеся члены хозяйства. Когда земля принад-

лежит одному главе хозяйства, проблема завещания и нас-

ледования усложняется. Статья 10 Закона о крестьянском

завещать имущество (землю) за тем, кому она принадлежит

на праве собственности. Значит, глава хозяйства, если

он оказывается собственником земли, имеет право заве-

щать ее по своему усмотрению. Но в свободу завещания

вмешиваются интересы ведения хозяйства и условия членс-

земельный участок фермерское хозяйство

отчетность сельскохозяйственного потребительского кооператива

какое давление на элеваторном узле

предоставление земельных участков фермерским хозяйствам

площадь земель крестьянского хозяйства 63 га