3. Земли крестьянских хозяйств
После длительного перерыва наше общество снова обратило
внимание на крестьянские хозяйства. В начале реформ они
были интересны в качестве мелких производителей товар-
ной сельскохозяйственной продукции. Имея в виду эти це-
ли, к ним и обращался Закон о крестьянском (фермерском)
хозяйстве. Из определения, данного в ст. 1 Закона, сле-
дует, что крестьянское хозяйство — это самостоятельный
представленный отдельным гражданином, семьей или груп-
пой дру-их лиц, осуществляющих производство, переработ-
ку и реализацию сельскохозяйственной продукции на осно-
ве использования имущества и земельных участков1. Субъ-
екты использования земельного участка в крестьянском
хозяйстве — это глава крестьянского хозяйства и его ле-
ны. Дело в том, что ГК уточнил положение крестьянского
хозяйства в том что касается его принадлежности статусу
юридического лица, поскольку, что значит «пользоваться
правами юридического лица», при применении этого поло-
жения на практике было ясно не всем и не всегда: то ли
работающие в хозяйстве по трудовому договору, членами
крестьянского хозяйства не являются, их отношения с
крестьянским хозяйством регулируются трудовым правом.
лицом, а только пользуется его правами, то ли раз оно
пользуется правами юридического лица, значит, данным
лицом и является. С формальной, юридической точки зре-
ния считать крестьянское хозяйство юридическим лицом и
раньше было нельзя, поскольку закон его таковым прямо
не называл. Теперь ситуация несколько прояснилась. В
соответствии со ст. 23 ГК глава крестьянского хозяйс-
тва, осуществляющего деятельность без образования юри-
дического лица, признается предпринимателем с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимательской деятельности граждан, осуществляе-
мой без образования юридического лица, соответственно
применяются правила ГК, которые регулируют деятельность
юридических лиц, являющихся коммерческими организация-
ми, если иное не вытекает из закона, иных правовых ак-
тов или существа правоотношения1. В соответствии со ст.
257 ГК правом общей совместной собственности на иму-
щество и на землю наделяются все его члены, если зако-
ном и договором не предусмотрено иное. Последнее поло-
жение стоит того, чтобы остановиться на нем подробнее.
Тем более, что решение этого вопроса имеет прямой выход
на земельные проблемы. С тем, что касается установления
принципе все ясно: если члены крестьянского хозяйства
при его образовании или впоследствии не заключили между
собой договор о том, что имущество и земля находятся в
какой бы то ни было иной форме собственности (общей до-
левой или в собственности главы или одного из членов —
на усмотрение крестьянского хозяйства), то действует
норма ст. 257 ГК об общей совместной собственности. Но
вот с утверждением статьи о том, что законом может быть
установлено иное, пока существуют проблемы. Дело в том,
что Законом Российской Федерации «О крестьянском (фер-
тях, но все-таки действующим, как раз и предусмотрено
«иное», а именно права на землю крестьянского хозяйства
переданы главе хозяйства. И как быть в такой ситуации?
Просто проигнорировать действующую норму нельзя: у за-
конов есть свой порядок вступления в действие и прекра-
щения действия. Это и в принципе неверный подход к за-
последнее время мы встречаем не так уж и редко. Выбрать
для применения какую-то одну норму, например норму ГК,
нельзя, так как для прекращения действия нормы закона
эти основания тоже несущественны. Выход представляется
в том, что до принятия нового Закона о крестьянском хо-
зяйстве, проект которого находится в стадии подготовки,
могут существовать как крестьянские хозяйства с иму-
щественным режимом, основанным на Законе о крестьянском
стве (в его документах это должно быть отражено), так и
праве общей собственности на землю, но и это должно
быть отражено в документах крестьянского хозяйства.
Возможен и третий вариант, когда члены хозяйства на ос-
новании ГК заключают договор, в соответствии с которым
устанавливают тот имущественный режим (в том числе и
когда такая структура, как крестьянское хозяйство, на-
ходится в стадии поиска формы и своего места в законо-
дательстве, подобная свобода выбора, возможно, вещь и
не такая плохая. Теперь несколько подробнее остановимся
кто и каким образом может стать его членом (участни-
ком). Содержание ст. 5 Закона о крестьянском хозяйстве
говорит о том что право на создание крестьянского хо-
зяйства и получение земельного участка для этих целей
имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР (Российской
вык сельскохозяйственных работ. Требование дееспособ-
ности и достижения 18-летнего возраста представляется
единым требованием наличия гражданской дееспособности в
полном объеме. Однако мы уже знаем, что приобретение
полной гражданской дееспособности в соответствии с ГК
возможно и до совершеннолетия в случае вступления в
брак или эмансипации. Кроме того, полная гражданская
дееспособность требует от ведущего крестьянское хозяйс-
тво соответствия другим требованиям дееспособности, о
которых говорилось ранее. Однако следует оговориться,
что эти требования в полной мере следует предъявлять
только к главе крестьянского хозяйства, поскольку имен-
но он в соответствии с ГК будет являться индивидуальным
предпринимателем. Что касается членов крестьянского хо-
зяйства, то ими по действующему Закону о крестьянском
хозяйстве считаются трудоспособные члены семьи и другие
граждане, ведущие хозяйство. Жаль, что такое определе-
ние совсем не учитывает возможности семейного членства
в крестьянском хозяйстве, в соответствии с ним членами
семейного крестьянского хозяйства не могут считаться ни
летние дети, ни вообще нетрудоспособные члены семьи.
Получается, что эти лица, оставаясь членами семьи и за-
частую принимая участие в ведении хозяйства, не имеют
на его имущество никаких прав, даже права наследования.
Разумеется, можно сказать, что при данном противоречии
в свои права вступают нормы семейного законодательства.
Но это сделать реально не так просто, если в крестьянс-
ком хозяйстве семейное имущество фактически не отделено
от, назовем его так, производственного. Как стать чле-
ном крестьянского хозяйства и как это членство прекра-
щается? По правилам организации крестьянского хозяйства
при пода-че заявления глава крестьянского хозяйства
щих членов, затем, в соответствии с этим списком, сос-
тав крестьянского хозяйства регистрируется местными ор-
ганами власти. Но как быть, если крестьянское хозяйство
уже создано и его состав зарегистрирован? Проблема эта
важна и естественна, так как состав крестьянского хо-
зяйства подвижен. Например, нужно ли регистрировать но-
вых членов? Логично предположить, что нового члена та-
ковым должны признать другие члены хозяйства, и прежде
всего глава. Для семейных крестьянских хозяйств издавна
существовало правило, по которому член семьи становился
членом крестьянского двора по рождению, вне зависимости
от возраста, неродственники принимались в члены в ка-
честве известных праву того времени примаков. Они при-
писывались к соответствующему крестьянскому двору. Та-
кое положение целесообразно внести и в современное за-
конодательство о крестьянских хозяйствах. Прекращение
членства в крестьянском хозяйстве на основании законо-
дательства наступает в случае выхода (выдела из хозяйс-
тва, смерти и, как следует понимать, лишения трудоспо-
собности — по возрасту или по болезни). Земельный учас-
ток нужен крестьянскому хозяйству прежде всего для
сельскохозяйственного производства, значит, те земли,
которые крестьянское хозяйство использует, оно исполь-
зует в сельскохозяйственных целях. И из каких категорий
они ни были бы предоставлены хозяйству, эти земли ста-
новятся землями сельскохозяйственного использования,
территорий, которые, входя в границы крестьянского хо-
зяйства, сохраняют свой режим использования, или в со-
ответствующем порядке они должны быть переведены в ка-
тегорию сельскохозяйственных земель. О том, где и каким
образом взять земли для ведения крестьянского хозяйс-
тва, уже был предварительный разговор в частях, расска-
зывающих об источниках предоставления земли гражданам
вообще. Напомним, что это могут быть приватизационные
способы (из фондов перераспределения и земель запаса),
а также способы, предусмотренные ГК для приобретения
имущества. Рассмотрим в отдельности для каждого источ-
ника получения земли процедуру получения из него зе-
мельного участка для ведения крестьянского хозяйства.
хозяйстве, граждане, изъявившие желание вести крестьян-
ское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других
регионов на постоянное жительство, подают заявление с
необходимыми обоснованиями в районную (городскую) адми-
нистрацию по месту расположения участка. Местная адми-
нистрация направляет указанное заявление в земельную
комиссию для подготовки материалов. Порядок выдачи до-
кументов, удостоверяющих право на землю, закреплен Инс-
трукцией о порядке выдачи (замены) государственных ак-
тов на право собственности на землю, пожизненного нас-
ледуемого владения, бессрочного (постоянного) пользова-
ния землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе
и земельным ресурсам при Правительстве Российской Феде-
а также порядком выдачи и регистрации Свидетельства о
праве собственности на землю и Порядком выдачи и ре-
гистрации договоров аренды земли сельскохозяйственного
назначения, договоров временного пользования землей
сельскохозяйственного назначения, утвержденными Комите-
том по земельной реформе и земельным ресурсам при Пра-
вительстве Российской Федерации 20 мая 1992 г. В этих
документах достаточно подробно описан порядок действий
по составлению и выдаче соответствующих документов. Что
касается особенностей организации крестьянских хозяйств
членами колхозов и работниками совхозов, то об этом го-
ворит Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве в ст.
8, а подробнее об этом говорится в разделе, касающемся
использования земли коллективными сельскохозяйственными
организациями. Теперь перейдем к землеустроительным
зяйства. Это вопросы формы, состава, качества и распо-
ложения земель каждого конкретного хозяйства. Законода-
тельство предусматривает выделение земельного участка
для ведения крестьянского хозяйства единым массивом.
Это требование является очень важным для организации
хозяйства. Во времена аграрной реформы 1906 г. при об-
разовании хуторских хозяйств подчеркивалась необходи-
мость не только ликвидации чересполосицы (когда пашня в
земельной общине делилась полосами между ее членами,
чтобы добиться справедливости в отношении качества зе-
мельных наделов), но и то, что земельный участок должен
приближаться по форме к квадрату. Подобного рода уточ-
нение нужно было для образования хуторских хозяйств,
где усадьба располагалась в центре, а пашня, иные про-
изводственные земли — вокруг. Следует заметить, что для
членов колхозов, работников совхозов и других сельско-
хозяйственных предприятий законодательство предлагает
вариант, когда фермерам в первую очередь выделяются
внесевооборотные пахотные угодья, отдельные поля севоо-
борота (по возможности без нарушения целостности от-
дельных земельных участков и без создания чересполоси-
зяйстве добавляет к этому не столько требование, сколь-
ко пожелание расположения участка ближе к жилью (ст.
8). Естественно и понятно, что выдел внесевооборотных
участков и участков и полей отдельного севооборота бу-
дет доминировать над всеми другими условиями, так что
так получается, на периферии угодий сельскохозяйствен-
участков для ведения крестьянского хозяйства на землях
выпаса, фонда перераспределения, лесного фонда, то об
этом законодательство умалчивает. Хотя и здесь при раз-
мещении земельных угодий законодательством должна быть
замечена разница между удобным и неудобным для хозяйс-
твенной деятельности расположе-нием участков, аналогич-
Касаясь расположения земельных участков вообще, законо-
дательство утверждает принцип, по которому государство
должно брать на себя первичное обустройство крестьянс-
ких хозяйств, создаваемых на территориях, где отсутс-
твуют объекты производственного и социально-бытового
назначения: водообеспечение, телефонизация, строитель-
ство дорог, линий электропередач и т. д. производятся
за счет государства. Предполагается, что местные адми-
нистрации должны оказывать помощь в возведении произ-
водственных объектов и жилья. То, что государственный и
местный бюджеты в состоянии обеспечить исполнение этого
требования закона в том объеме, в котором это необходи-
мо для формирования известного количества хозяйств, вы-
зывает большие сомнения. Здесь можно обратить внимание
на существовавший в российском земельном праве институт
так называемых дач общего владения. Так назывались зе-
мельные участки, принадлежавшие владельцам на праве об-
щей собственности до раздела земли в натуре. Их основ-
ной отличительной чертой была обязательная временность
(конечность) общего владения землей, после определенно-
го периода времени следовал обязательный раздел земли и
размежевание. Эта форма раздела земельной собственнос-
ти, по мнению автора, заслуживает того, чтобы на ее ос-
новные принципы обратило внимание современное законода-
тельство. Таким образом, объединения крестьянских хо-
зяйств, в том числе и ассоциации крестьянских хозяйств,
в реформенное время имеют смысл не в самом по себе объ-
единении, а в объединении как способе «цивилизованного»
раздела на единоличные хозяйства. Нерассмотренным ос-
тался вопрос размера предоставляемого земельного участ-
ка. Правовая сторона этого вопроса, равно как и пробле-
мы земельной политики, как ни в одном из вопросов соп-
рикасаются и с экономическими проблемами организации
крестьянского хозяйства. Мелкие семейные хозяйства име-
ют в решении этого вопроса свои специфические особен-
ности. Здесь следует сразу отграничить вопросы наделе-
ния (предоставления) земли крестьянскому хозяйству при
его образовании, в особенности в ходе приватизации зе-
мель во время аграрной реформы, от вопросов движения
земельной собственности (земельных угодий, находящихся
в пользовании) во время существования и деятельности
крестьянского хозяйства на протяжении времени. Первое
связано не столько с целесообразностью организации
крестьянского хозяйства определенного размера, так по-
лучается в земельных реформах не только этого времени,
но и в прошлом, сколько со справедливым наделением зе-
мельными участками достаточного количества желающих ор-
ганизовать собственное хозяйство. Здесь возникают воп-
росы нормирования распределения земли, ее предоставле-
бесплатно. Отсюда появляется необходимость в норматив-
ных актах, определяющих принципы наделения крестьянских
хозяйств землей. Современные нормативные акты по своему
новы для истории. Принципы наделения крестьян землей
устанавливались и реформой 1861 г., и во время Столы-
пинской реформы, и с установлением норм трудового зем-
лепользования в 20-х гг. К этому времени принципы нор-
мирования более или менее определились. Считалось, что
максимальная величина нормы наделения крестьянских дво-
ров землей для трудового землепользования зависит от
возможности вовлечения сохраняемой ими (дворами) или
предоставляемой им земли в хозяйственный оборот; факти-
чески нормы наделения могли оказаться и несколько ниже,
в зависимости от местных условий (фактическая налич-
ность сельскохозяйственных земель, густота населения и
наделения могла быть различна. Заметим сразу что в ос-
нову наделения крестьянских хозяйств в период 20-х гг.
этого столетия был положен принцип способности данным
крестьянским хозяйством обработать всю полученную зем-
лю. В основе его лежали выводы российских аграрников о
том, что крестьянское хозяйство может иметь в своем
пользовании такое количество земли (ему необходимо та-
кое количество земли), которое крестьянское хозяйство в
состоянии обработать своими силами, т. е. силами членов
крестьянского хозяйства. В чем отличие от современных
принципов? Заметно, что они в первую очередь имеют в
виду возможности района в предоставлении земли всем же-
лающим. С самого начала Законом о крестьянском хозяйс-
тве (ст. 5) размер земельного участка предлагалось оп-
ределять в каждом конкретном случае с учетом количества
членов крестьянского хозяйства, его специализации, а
также предельных норм, устанавливаемых в республике,
крае, области. При этом предельные размеры земельных
участков, предоставляемых для ведения крестьянского
ластными, автономных областей органами власти (ст. 36
ЗК); установление порядка норм предоставления земельных
участков для ведения крестьянского хозяйства содержится
в Указе Президента Российской Федерации «О порядке ус-
тановления норм бесплатной передачи земельных участков»
от 2 марта 1992 г. По нашему мнению, когда земельное
законодательство говорит о предельных размерах земель-
ных участков, предоставляемых Для ведения крестьянского
ных нормах бесплатного предоставления земельных участ-
ков. Нормы (среднерайонные нормы) бесплатной передачи
земли в собственность граждан, ведущих крестьянское хо-
зяйство, по Указу определяются из расчета всех площадей
сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйс-
твенных предприятий Района, за исключением земель, пе-
реданных в ведение сельских, поселковых, городских ад-
министраций, делимых на суммарную численность лиц, ра-
ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, за-
нятых в социальной сфере на селе). В данном случае учи-
тываются территориальные возможности в границах одного
демографическая ситуация в том же районе. В основе же
лежит принцип справедливого наделения землей без учета
специфики крестьянского хозяйства и его потребностей в
земле. Привести размер земельного участка крестьянского
хозяйства в соответствие с потребностями хозяйства воз-
можность есть — путем дополнительной аренды земельного
участка или покупки дополнительного земельного участка.
Теперь несколько слов о «неприватизационных» источниках
получения земли крестьянами для организации крестьянс-
кого хозяйства. Прежде всего, речь идет о покупке зем-
ли. Сейчас в вопросах купли-продажи земли не существует
законодательных препятствий. Указом Президента Российс-
кой Федерации «О регулировании земельных отношений и
развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993
г. собственники земельных участков вправе совершать с
землей все сделки, предусмотренные гражданским законо-
дательством, в том числе и сделки купли-продажи. Тем не
менее процедура приобретения земли крестьянскими хо-
зяйствами путем покупки требует детальной разработки,
так как в дальнейшем эта форма увеличения земельной
собственности крестьян и образования крестьянских хо-
зяйств станет одной из основных. В этом должны помочь
скорейшая разработка и принятие новой редакции ЗК. Уже
приняты первая и вторая части ГК, Типовой договор куп-
ли-продажи земли, другие нормативные акты. Кроме покуп-
ки земельного участка конкурировать с этим способом бу-
дет аренда земли. На основе аренды (как это было везде
и всегда) будут организовывать свои хозяйства менее
обеспеченные крестьяне. По закону в качестве арендода-
теля в данном случае выступают местные органы государс-
твенники земли. Рассматривая все источники приобретения
земли крестьянскими хозяйствами, предусмотренные зако-
решается на местном уровне. Последнее, о чем необходимо
сказать, обсуждая особенности земельных угодий кресть-
янских хозяйств, — это состав земельного участка каждо-
го конкретного хозяйства. Земельный участок крестьянс-
кого хозяйства должен рассматриваться как единое целое
— объект права собственности или владения главы кресть-
янского хозяйства. Однако ведение хозяйства требует,
чтобы участок был разделен по целям использования. Это
вопрос внутреннего землеустройства. Кроме того, в собс-
твенности членов крестьянского хозяйства могут нахо-
диться земли разной ценности, а также земли, поросшие
лесом, водоемы и т.д. В связи со всем сказанным, должны
ли существовать особенности правового регулирования
различных частей земельного участка крестьянского хо-
зяйства? Как представляется, разница будет заключаться
в правовом регулировании использования земель в зависи-
назначена ли данная часть земли для основной деятель-
го хозяйства либо для возведения хозяйственных построек
и жилья; 2) от категории земель, полученных хозяйством
(например, земли лесов) или расположенных на территории
участков с особым режимом. Что же касается внутреннего
деления земель крестьянского хозяйства, то об этом ЗК
практически ничего не говорит. Закон Российской Федера-
ции о крестьянском хозяйстве только один раз обмолвился
о том, что по согласию будущего главы хозяйства, выхо-
дящего из колхоза или совхоза, его земельный участок
может состоять из «приусадебного и производственного
земель крестьянского хозяйства оказывается и для нало-
гообложения и взимания арендной платы. В общей сложнос-
ти современные нормативные акты предлагают нам делить
земли на следующие типы: земли подсобного хозяйства и
земли производственного назначения (деление, как мы по-
или пользователю земли дано право решать, каким образом
использовать его собственные земли. Тем более, что вме-
участков, землепользователей, связанную с использовани-
ем земли, со стороны государственных, хозяйственных и
Поэтому важно выдержать равновесие сохранения права
собственника (пользователя) и общественно важной необ-
ходимости охраны земель сельскохозяйственного использо-
вания. Некоторые противоречия в этой связи можно заме-
тить в законодательстве. Например, без всякого указания
на то, о каких землях идет речь, собственнику земли да-
ется право возводить строения и сооружения на своей
доставленным собственнику, если он реализует его на
землях, выделенных первоначально под пашню? Возникает
или нет здесь вопрос о неправомерном использовании зем-
ли? Законодательство отрицательно относится к самостоя-
тельной реорганизации сельскохозяйственных угодий в
крестьянском хозяйстве. Основанием к этому становится и
налогообложение, которое, как известно, зависит от сос-
тава земель, и условия аренды земельного участка, куп-
ля-продажа земли, залог и другие предусмотренные правом
операции: во всех этих случаях собственник либо пользо-
участке заинтересованным лицам или органам. Эта необхо-
димость в некоторой степени способствует стабильности
использования земельных угодий крестьянским хозяйством.
Земельное законодательство предполагает возможность
включения в собственность крестьянского хозяйства зе-
мель лесных угодий. И так как эта возможность является
Режим использования этих земель должен иметь отличия от
основного сельскохозяйственного землепользования. Су-
ществует мнение, и небезосновательное, что появляется
новая категория лесов — крестьянские леса1. В соответс-
твии со ст. 10 Основ лесного законодательства Российс-
кой Федерации при реорганизации колхоза или совхоза в
другое сельскохозяйственное формирование ему предостав-
ляется во владение лесной фонд этого колхоза или совхо-
за2. И следует согласиться с авторами комментария к Ос-
новам лесного законодательства Российской Федерации о
том, что к категории «других сельскохозяйственных фор-
мирований» — понятие, встречающееся в Основах несколько
раз, — относятся и крестьянские хозяйства. Но здесь по
тексту законодательства возникает несколько существен-
ных вопросов. Первый относится к тому, что по смыслу
ст. 10 Основ на участки лесного фонда права получают
только хозяйства, образованные при реорганизации колхо-
зов и совхозов, а при допущении более широкого толкова-
ния статьи — и крестьянские хозяйства, образованные пу-
тем выхода из коллективных сельскохозяйственных предп-
риятий. Что касается крестьянских хозяйств, образован-
ных иным путем, то о них Основы лесного законодательст-
участки лесного фонда перераспределения будут иметь тот
же правовой режим по этому законодательному акту. Сле-
дующий существенный вопрос заключается в противоречии
лесного и земельного законодательства в решении вопроса
о содержании прав, предоставленных крестьянским хозяйс-
твам на лесной фонд и земли лесного фонда. По лесному
законодательству лесной фонд передается на праве владе-
ния, в содержание которого входит в том числе право
проведения рубок промежуточного пользования, предостав-
пользование по установленному порядку, противопожарное
и санитарное обустройство и т. д. По-особому решаются
вопросы ведения лесного хозяйства и охраны лесов. При
этом лесной фонд по лесному законодательству — это леса
и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли.
Позиция же земельного законодательства относительно зе-
мель лесного фонда, в которые входят земли, покрытые
лесом, предоставленные для нужд лесного хозяйства и
лесной промышленности, развивалась следующим образом. В
соответствии со ст. 94 ЗК эти земли могли предостав-
ляться для использования в сельскохозяйственных целях
только во временное пользование. Что касается предос-
тавления земель иным крестьянским хозяйствам, то теперь
согласно Указу Президента Российской Федерации «О неот-
сельскохозяйственного законодательства СССР в условиях
Основам лесного законодательства РФ //Законодательство
мерах по ускорению земельной реформы» крестьянским хо-
зяйствам можно выделять земли в лесах первой категории,
не включенных в состав природоохранного, рекреационного
и историко-культурного назначения, в том числе и для
ведения крестьянского хозяйства. Земли же лесов вообще
в соответствии с тем же Указом могут предоставляться
крестьянским хозяйствам по согласованию с органами лес-
ного хозяйства для комплексного ведения сельского и
лесного хозяйства. Особенностью данного Указа является
то, что, предоставляя землю лесного фонда крестьянским
хозяйствам, не говорится об объеме прав, на которых эти
земли предоставляются. Другим нововведением пункта Ука-
за Президента Российской Федерации от 27 декабря 1992
сельскохозяйственной деятельности получает и иную цель
ведения хозяйства — лесное хозяйство, ведение которого
подчиняется действию лесного законодательства. Земли
вод также могут входить в границы крестьянского хозяйс-
тва, но режим их подчиняется ст. 95 ЗК, а также водному
законодательству Российской Федерации. С практической
прудов, озер), полностью не входящих в границы кресть-
янских хозяйств и имеющих общерайонное и иное общест-
венное значение, может устанавливаться особый режим ис-
пользования. Право собственности на землю имеет наи-
большее значение в правовой жизни крестьянского хозяйс-
тва в сравнении с иными правами, предоставленными граж-
данам, ведущим сельскохозяйственное производство в рам-
ках этой хозяйственной конструкции. Земля имеет для хо-
собственности предоставляет субъекту наибольшие право-
вые полномочия по владению, пользованию и распоряжению.
Законодательство не предусматривает каких бы то ни было
изъятий из приведенного перечня прав собственников для
случая владения, пользования и распоряжения земельным
участком крестьянского хозяйства. Однако в ряде случаев
возникают специально оговоренные особенности, которые
зяйствовать собственник земли крестьянского хозяйства
может преимущественно в рамках сельскохозяйственного
крестьянском хозяйстве заключается в производстве, пе-
реработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Именно в соответствии с этим правом глава хозяйства мо-
жет самостоятельно заниматься землеустройством своего
участка, решать, какая часть его эемли будет отведена
под пашню, какая под хозяйственные постройки. Нигде не
регламентируются эти вопросы, и размер пахотных угодий
в сравнении с иными угодьями хозяйства зависит от спе-
ци-ализации крестьянского хозяйства и интересов собс-
твенника. Право возведения жилья, производственных и
культурно-бытовых стро-ений соприкасается с вопросами
все того же самостоятельного ве-дения хозяйства и огра-
крестьянского хозяйства. Согласно нашему допущению, что
крестьянское хозяйство может быть организовано как на
праве общей совместной собственности членов хозяйства
на землю, так и на праве на землю главы хозяйства, при-
ходится рассматривать права членов хозяйства на земель-
ные угодья с точки зрения того и другого случая отдель-
но. Сначала поговорим о возможных правах рядовых членов
хозяйства на земельный участок при предоставлении прав
на землю главе хозяйства. Если быть точным, то в смысле
права владения, пользования и распоряжения таких прав
нет. Статьи Закона о крестьянском (фермерском) хозяйс-
тве и Земельный кодекс Российской Федерации упоминают о
таких правах, как согласиться или не согласиться на
продажу земельного участка, право наследования земель-
ного участка. Обязанность главы хозяйства согласовывать
продажу участка с членами хозяйства следует считать ог-
раничением его права собственности в части распоряжения
землей, но характера самостоятельного права на землю
членов хозяйства это ограничение не имеет. Однако с
юридической точки зрения для членов крестьянского хо-
зяйства существенным является даже не само право согла-
ситься или не согласиться с мнением главы по этому воп-
росу, а их право оспорить сделку о купле-продаже земли
в суде, основываясь на своем несогласии с совершением
этой сделки. И хотя нынешнее земельное законодательство
не предусматривает недействительности сделки по продаже
земельного участка в случае, предусмотренном ст. 58 ЗК
(необходимость согласия членов хозяйства на продажу
земли), гражданское законодательство, и на него можно
опираться в данном случае, признает недействительными
сделки, совершенные вопреки указаниям закона (ст. 168
ГК). Какими правами, кроме закрепленного права оспорить
сделку купли-продажи земли, может обладать член хозяйс-
тва, где все права на землю принадлежат главе? По идее
эти права должны быть связаны с совместным использова-
нием земельного участка. Это должно означать, что глава
хозяйства не вправе запретить членам хозяйства обраба-
тывать земельный участок. Однако какие-либо другие воз-
можные права членов хозяйства на землю, если попытаться
их представить, упираются в право и обязанность главы
хозяйства как в распоряжении землей, так и в организа-
ции хозяйственного процесса в целом. Поэтому члены хо-
зяйства могут получить какие-либо права по использова-
нию земли, но только с ведома и разрешения собственника
(например, разведение огорода, посев определенной куль-
ником и членами хозяйства ни в коей мере не подлежат
рассмотрению в суде. Какие все же преимущества в зе-
мельных отношениях в сравнении с другими гражданами
имеют -члены хозяйства, если право на землю принадлежит
Что касается Закона о крестьянском хозяйстве, то кроме
положения о необходимости согласия всех членов кресть-
янского хозяйства на продажу земельного участка члены
хозяйства упоминаются в нем и в Земельном кодексе Рос-
сийской Федерации в связи с передачей земли по наследс-
тву. Эти два случая вряд ли дают право назвать членов
хозяйства правомочными субъектами земельных отношений в
том, что касается земель их собственного крестьянского
хозяйства. Роль главы и членов хозяйства в земельных
отношениях в данном случае настолько различна, что, го-
воря о членах крестьянского хозяйства, скорее следует
говорить об особом положении относительно земель хо-
зяйства в сравнении с другими гражданами, чем о правах
на эту землю. Насколько может быть целесообразно такое
возникающим из законодательства, является случай с мно-
гочисленным крестьянским хозяйством (т. е. насчитываю-
ществующем в земельном и аграрном законодательстве по-
рядке предоставления прав такого хозяйства на землю он
становится собственником очень большого земельного
участка, тогда как остальные члены оказываются по отно-
шению к земле совершенно бесправными и абсолютно от нее
отчуждены. В данном случае положение ГК о предоставле-
нии членам хозяйства права совместной собственности на
землю крестьянского хозяйства представляется обоснован-
ным. Совершенно иное качество приобретают права членов
крестьянского хозяйства на землю при предоставлении
права общей совместной собственности на землю. В этом
случае члены хозяйства приобретают права собственников
и реализация права осуществляется на основе земельного
и гражданского законодательства, регулирующего эту фор-
му собственности. Теперь несколько слов следует сказать
об обязанностях собственников земель крестьянского хо-
зяйства и ответственности за неисполнение обязанностей
по земельному законодательству Российской Федерации.
Как можно заметить, все рассмотренные случаи реализации
права собственности можно отнести не только исключи-
тельно к крестьянским хозяйствам, но и к праву собс-
твенности на сельскохозяйственные угодья вообще, а не-
которые стороны правового регулирования имеют отношение
к праву собственности на землю вообще. Включение в пра-
вовой оборот регулирования земельных отношений кресть-
янских хозяйств подвергается унификации и под-чиняется
собственности на землю у нас в стране. Особенности же
правового реулирования должны (подчас так и есть на са-
мом деле) зависеть от целевого — сельскохозяйственного
особенности, как видим, еще недостаточно учтены совре-
Само собой разумеющейся является обязанность по своев-
ременному внесению земельного налога. При этом госу-
дарство, устанавливая порядок взимания налогов с зе-
мельной собственности, предполагает ряд льгот, важных
именно для развития крестьянских хозяйств (помимо того,
что этот вид налога — единственный, взимаемый с кресть-
янских хозяйств). Именно на основании предоставленных
льгот собственник земель крестьянского хозяйства, полу-
чивший нарушенные или малопродуктивные земли в соот-
ветствии с кадастровой оценкой, в течение 10 лет не
платит земельный налог. Не подлежат налогообложению и
крестьянские хозяйства, имеющие землю в стадии освое-
ния. Право пожизненного наследуемого владения на землю
в крестьянском хозяйстве усложняет тот факт, что полу-
чить землю на праве владения можно только в рамках норм
бесплатного предоставления земли, дополнительные же
участки могут приобретаться в собственность либо их
можно арендовать. Получается, что при желании увеличить
свои земельные угодья крестьяне будут пользоваться зем-
лей на разных правах, что просто неудобно. Развиваются
право аренды земельного участка для ведения крестьянс-
кого хозяйства, право постоянного (бессрочного) пользо-
вания. То, что сейчас число арендных крестьянских хо-
зяйств невелико по сравнению с основанными на праве
собственности, говорит лишь о том, что процесс привати-
зации земли для крестьянских хозяйств еще не завершен,
не завершено перераспределение земельной собственности
и, организуя крестьянское хозяйство, крестьяне предпо-
читают закрепить землю в пожизненное наследуемое владе-
ние или собственность. Основания же для распространения
аренды земли для ведения крестъянских хозяйств сущест-
средств для покупки земли. Собственно, именно в этом и
крестьянского хозяйства на праве аренды: в случае не-
возможности получить земли путем предоставления местны-
ми органами власти или выхода из коллективного сельско-
хозяйственного предприятия можно организовать произ-
водство в крестьянском хозяйстве, не осуществляя значи-
Арендное крестьянское хозяйство пользуется практически
теми же правами, — что и собственник и владелец земли,
аренды, не вправе препятствовать осуществлению этих
прав. По сути, при осуществлении договорных отношений
земля почти без изъятий переходит во владение и пользо-
вание всех членов или главы крестьянского хозяйства.
Арендодатель же, осуществляя право распоряжения своей
собственностью, не вправе по своему усмотрению лишить
арендатора права владеть и пользоваться его имуществом
в том виде, как это предусмотрено законом и договором.
Следует считать, что такой вариант аренды будет спо-
собствовать развитию крестьянских хозяйств, основанных
на этой форме права на землю. Завещание и наследование
земельного участка крестьянского хозяйства. Право нас-
ледования земельного участка, как уже говорилось, наи-
более четко отличает членов хозяйства от всех остальных
граждан. Если члены крестьянского хозяйства владеют,
пользуются и распоряжаются землей на праве общей сов-
местной собственности, то часть имущества умершего нас-
ледуют оставшиеся члены хозяйства. Когда земля принад-
лежит одному главе хозяйства, проблема завещания и нас-
ледования усложняется. Статья 10 Закона о крестьянском
завещать имущество (землю) за тем, кому она принадлежит
на праве собственности. Значит, глава хозяйства, если
он оказывается собственником земли, имеет право заве-
щать ее по своему усмотрению. Но в свободу завещания
вмешиваются интересы ведения хозяйства и условия членс-
земельный участок фермерское хозяйство
отчетность сельскохозяйственного потребительского кооператива
какое давление на элеваторном узле