Деятельность крестьянского хозяйства, деятельность крестьянского хозяйства

Деятельность крестьянского хозяйства

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Правовое регулирование деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства :

Тютерева, Н. Н.
Правовое регулирование деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства :автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Актуальность темы исследования . Крестьянские (фермерские) хозяйства представляют собой новый уклад, созданный в России в начале 90-х годов XX века, имеющий особое социально-экономическое значение. Именно на крестьянские (фермерские) хозяйства возлагались основные надежды государства по восстановлению сельскохозяйственного производства в России. Однако из 253,1 тыс. зарегистрированных крестьянских хозяйств только 49,8% являются работающими[1]. В 2009 году крестьянскими хозяйствами произведено только 7,7 процентов сельскохозяйственной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства[2]. Сложившаяся ситуация свидетельствует, в том числе, и о проблемах правового регулирования их деятельности.

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон № 348-1)[3], Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон № 74-ФЗ)[4] противоречиво и непоследовательно урегулировали правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства, вследствие чего сущность крестьянского (фермерского) хозяйства «размывается». В связи с этим представляется необходимым выявление существенных признаков (критериев) крестьянского (фермерского) хозяйства, определяющих его правовой статус и особое социально-экономическое значение, анализ законодательства, регулирующего , деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, разработка предложений rio его совершенствованию.

Большинство крестьянских хозяйств, существующих в России, были

созданы в первые годы земельно-аграрной реформы по Закону РСФСР № 348-1.

Правовая основа таких крестьянских хозяйств утратила силу, а с формально-юридической точки зрения они станут нелегитимны с 01 января 2013 года. Стало быть, возникает необходимость приведения их правового положения в соответствие с действующим законодательством. Практика перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании Закона № 348-1, свидетельствует о существенных проблемах, требующих законодательного решения.

Урегулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств недопустимо без учета современных тенденций развития аграрного сектора экономики, в частности, таких, как интеграция, укрупнение субъектов хозяйствования. Практика показывает, что в действительности в настоящее время в целях сохранения жизнеспособности крестьянские хозяйства вынуждены неформально объединяться с другими крестьянскими хозяйствами без должного юридического оформления, что ставит их в незащищенное правовое положение. Это обуславливает необходимость ускоренного принятия новых нормативных правовых актов.

Таким образом, выбор темы диссертационного исследования предопределен актуальностью и отсутствием фундаментальных исследований данной темы в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Степень научной разработанности темы исследования характеризуется тем, что отдельные проблемы правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства уже исследовались учеными.

Вопросы правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства кашли свое отражение в работах таких правоведов-исследователей, как Ю.Н. Андреев, А.В. Бабанов, З.С. Беляева, Г.А. Волков, Е.А. Галиновская, Е.Л. Минина, Ю.Г. Жариков, Б.Д. Клюкик, И.Ф. Панкратов, Н.И. Калинин, А.А. Удачин, М.И. Козырь, А.А. Леонтьев, Д.Е. Макаров, Е.Л. Максимов, Н.Н. Мельников, М.И. Палладина, К.Г. Пандаков,

А.Л. Погребной, Е.Ш. Рахметов, М.Ю. Тихомиров, В.В. Устюкова, О.Л. Хауке, А.Е. Черноморец, Л.П. Чумакова.

По данной теме (и смежным темам) написаны докторские диссертации В.В. Устюковой «Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в Российской Федерации» (2002 год), А.А. Погребного «Правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях рынка» (1992 год); кандидатские диссертации Д.Е. Макарова «Административно-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств» (2004 год), Н.Н. Мельникова «Правосубъектность крестьянского (фермерского) хозяйства» (2002 год), Е.Ш. Рахметова «Правовое положение крестьянских хозяйств» (1993 год), Г.Г. Файзуллина «Правовое регулирование отношений по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкортостан» (1994 год), Л.П. Чумаковой «Основные теоретические проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств. (Цивилистический аспект)» (1993 год).

Проблемы земельной правосубъектности крестьянского хозяйства стали предметом самостоятельных диссертационных исследований А.В. Бабанова «Основания и порядок прекращения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств» (2001 год), Г.А. Волкова «Крестьянское хозяйство как субъект земельных правоотношений. (Историко-правовой аспект)» (1993 год), Е.А. Галиновской «Правовое регулирование земельных отношений в крестьянском хозяйстве» (1993 год), Е.Л. Максимова «Основания возникновения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств» (1997 год).

Вместе с тем, указанные работы основаны на анализе рапсе действовавшего законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве и земельного законодательства. Исключение составляет работа Д.Е. Макарова, однако в ней акцент сделан на исследование административно-правового статуса крестьянских хозяйств. Указанные вопросы выходят за рамки настоящего диссертационного исследования.

В настоящее время имеются все основания для выделения нового, современного этапа развития законодательства о крестьянском (фермерском)

хозяйстве. Это обуславливает необходимость исследования современных проблем правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, разработки новых оптимальных направлений совершенствования законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения по организации, осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Предметом исследования является законодательство, регулирующее деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, теоретические разработки по указанной проблематике, судебно-арбитражная практика.

Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в том, чтобы на основе комплексного сравнительно-правового анализа норм ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве, научных исследований, правоприменительной практики выявить проблемы правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; выработать теоретически-значимые положения и практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

— выявление роли крестьянского хозяйства в социально-экономическом развитии России,

— историко-правовой анализ особенностей возникновения, становления, развития крестьянского хозяйства,

— определение терминов «крестьянское хозяйство» и «фермерское хозяйство»,

— исследование понятия и существенных признаков крестьянского хозяйства,

— раскрытие правосубъектности крестьянского хозяйства,

— рассмотрение особенностей членства в крестьянском хозяйстве,

— выявление специфики земельных и имущественных отношений в крестьянском хозяйстве,

— разработка и обоснование основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности крестьянского хозяйства.

Методологическая основа исследования. В процессе диссертационного исследования использовались как общие (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), так и частные (формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.) методы исследования. Исходными методами исследование выступили историко-правовой, сравнительно-правовой и диалектический методы познания.

Теоретическая основа исследования. Теоретической основой диссертации послужили научные труды в области аграрного права, земельного права, среди которых можно выделить работы Ю.Н. Андреева, А.В. Бабанова, З.С. Беляевой, С.А. Боголюбова, Г.Е. Быстрова, Г.А. Волкова, Е.А. Галиновской, В. Галова, В.В. Демьяненко, М. Еремеева, Ю.Г. Жарикова, С. Зинченко, Н.И. Калинина, Б.Д. Клюкииа, М.И. Козыря, А.А. Леонтьева, Е.Л. Максимова, H.П. Мельникова, Е.Л. Мининой, Э.И. Павловой, М.И. Палладиной, К.Г. Пандакова, И.Ф. Панкратова, А.А. Погребного, Е.Щ. Рахметова, М.Ю. Тихомирова, А.А. Удачина, В.В. Устюковой, О.А. Хауке, А.Е. Чаркина, С.А. Черноморца, Л.П. Чумаковой и других правоведов-исследователей.

При написании работы были исследованы труды в области гражданского нрава B.П. Мозолина, Е.А. Суханова, А.И. Орлова; в области предпринимательского права — В.А. Лаптева.

По проблемам зарубежного опыта правового регулирования крестьянского (фермерского) хозяйства были изучены работы А.А. Коныгина, В.А. Матусевича, В.И. Назаренко, О.Г. Овчинникова, Э.И. Павловой, О.В. Поповой, В.Г. Садкова, Б.Л. Чернякова.

При написании диссертации были изучены работы таких крупных ученых-экономистов, как А.В. Чаянов, А.Н. Энгельгардт.

Нормативную правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты советского и дореволюционного периодов, регулирующие деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства.

Научная новизна работы. Настоящая диссертация является одним из первых комплексных исследований на монографическом уровне правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных на основе ранее действовавшего Закона № 348-1 и нового Закона № 74-ФЗ. В диссертации также впервые поставлена проблема правового обеспечения развития распространенных на практике различных предпринимательских объединений крестьянских хозяйств и разработаны предложения по законодательному закреплению правовых моделей объединений крестьянских хозяйств. Результатом проведенного исследования является теоретическое осмысление положений действующего законодательства о крестьянском хозяйстве, а также разработка конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом современных тенденций развития аграрного сектора экономики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в работе по совершенствованию законодательства, в дальнейших научных исследованиях по данной теме, в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Аграрное право».

Положения работы могут быть полезны в практике правоприменительных органов, для работников Министерства сельского хозяйства, соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в работе по совершенствованию правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Высказанные в работе положения

могут представить интерес и для самих крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и союзов.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. В дореволюционной России, в Советском союзе, в большинстве зарубежных стран традиционное крестьянское хозяйство — это семейно-трудовое объединение в сфере сельскохозяйственного производства под руководством домохозяина, образованное членами одной семьи, основанное на их личном трудовом участии в хозяйственной деятельности и на общей совместной собственности членов хозяйства на имущество. В большинстве зарубежных стран односемейные трудовые крестьянские хозяйства имеют особое правовое положение, отличающее их от групповых хозяйств (партнерских хозяйств, хозяйств семейного типа), объединяющих членов более, чем одной крестьянской семьи, использующих наемный труд, основанных на общей долевой собственности членов хозяйства на имущество, занимающих промежуточное положение между семейно-трудовыми крестьянскими хозяйствами и корпоративными хозяйствами.

Главным признаком (критерием) традиционного крестьянского (фермерского) хозяйства, определяющим его правовой статус и особое социально-экономическое значение, является односемейный трудовой характер крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. Действовавшее и действующее российское законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве сконструировало различные но субъектному составу модели хозяйствования.

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (утратил силу) закрепил крестьянское (фермерское) хозяйство как традиционное односемейное трудовое объединение в качестве основной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Однако Закон № 348-1 номинально закрепил за крестьянским хозяйством статус юридического лица, не обеспечив его соответствующими правовыми атрибутами. Гражданский кодекс РФ признал крестьянское

(фермерское) хозяйство организационно-правовой формой индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, однако не закрепил четкое понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, раскрывающее субъектный состав и в полной мере определяющее его правовой статус.

Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закрепил правовую модель хозяйства семейного типа, которое по составу участников не соответствует модели традиционного односемейного трудового крестьянского хозяйства, поскольку по составу членов представляет собой многосемейное (до трех семей) объединение граждан по признаку не только родства, но и свойства, с возможным членством третьих лиц (до пяти граждан, не связанных родством, свойством с главой хозяйства). В силу этого Закон № 74-ФЗ не может стать оптимальной правовой основой для урегулирования деятельности традиционного односемейного трудового крестьянского хозяйства.

3. Существенным недостатком действующего и утратившего силу законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве является отсутствие запрета или ограничения использования труда постоянных наемных работников. Это искажает социально-экономическую и правовую сущность крестьянского (фермерского) хозяйства, противоречит зарубежному опыту, способствует распространению имеющейся практики фальсификации -регистрации в качестве крестьянских хозяйств предпринимательских структур в составе одной семьи и значительного количества наемных работников, по существу представляющих собой сельскохозяйственную коммерческую организацию.

Предлагается нормативно установить, что использование труда наемных работников в крестьянском (фермерском) хозяйстве допускается в исключительных случаях на период выполнения сезонных работ.

4. Один из важнейших элементов правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств — право общей собственности членов хозяйства на его

имущество — закреплен в их статусных федеральных законах по-разному: в Законе № 348-1 в качестве основной ее разновидности признано право общей долевой собственности, и лишь по волеизъявлению членов хозяйства могло быть установлено право общей совместной собственности, а в Законе № 74-ФЗ — наоборот. Оба правовых решения необоснованны.

Предлагается законодательно установить: 1) для односемейных трудовых крестьянских хозяйств, созданных на основании Закона № 348-1, право общей совместной собственности его членов на имущество хозяйства как наиболее соответствующее доверительному характеру внутрихозяйственных отношений в нем; 2) для многосемейных фермерских хозяйств, созданных по модели, сконструированной Законом № 74-ФЗ, право общей долевой собственности его членов на имущество хозяйства, позволяющее учитывать разнородственный и разнополовозрастной состав членов этого объединения, различные возможности и интересы членов хозяйства.

5. Неоправданным является отсутствие в действующем законодательстве о крестьянском (фермерском) хозяйстве требования высокой профессиональной подготовки к главе хозяйства. Предлагается при дальнейшем совершенствовании законодательства установить, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, имеющий специальное сельскохозяйственное образование и (или) опыт эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности в течение не менее трех лет.

6. Российское законодательство не признает Соглашение о создании фермерского хозяйства учредительным документом фермерского хозяйства. В связи со сложным членским составом и усложненной структурой внутренних отношений в фермерском хозяйстве предлагается до принятия нового Федерального закона внести изменения в Закон № 74-ФЗ, Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-

ФЗ)[5], признав Соглашение о создании фермерского хозяйства учредительным документом фермерского хозяйства, в обязательном порядке представляемым при государственной регистрации фермерского хозяйства.

7. Главное условие поддержания жизнеспособности традиционного семейно-трудового крестьянского хозяйства заключается в его объединении с другими крестьянскими хозяйствами. Действующее законодательство не регламентирует правовое положение простейших форм интеграции крестьянских хозяйств без образования юридического лица. Однако на практике широко распространена неформальная кооперация и неформальное хозяйственное объединение крестьянских хозяйств.

Предлагается законодательно закрепить правовые модели объединений крестьянских хозяйств: 1) кооперативное предпринимательское объединение крестьянских хозяйств без образования юридического лица; 2) хозяйственное предпринимательское объединение крестьянских хозяйств без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

8. Обосновывается нетождественность терминов «крестьянское хозяйство» и «фермерское хозяйство» и предлагается сохранить термин «крестьянское хозяйство» для традиционных односемейных трудовых крестьянских хозяйств, распространив термин «фермерское хозяйство» на все остальные организационно-правовые формы.

9. С учетом тенденции объединения крестьянских хозяйств, в связи с утратой силы статусной правовой основы уже существующих и вновь создаваемых традиционных односемейных трудовых крестьянских хозяйств (утрата силы Закона № 348-1) предлагается разработать и принять новый Федеральный закон «О крестьянских и фермерских хозяйствах».

В новом Федеральном законе целесообразно установить в качестве самостоятельных следующие организационно-правовые формы без образования

юридического лица: 1) крестьянское хозяйство — традиционное односемейное трудовое объединение; 2) многосемейное фермерское хозяйство по правовой (усовершенствованной) модели, сконструированной Законом № 74-ФЗ; 3) кооперативное предпринимательское объединение крестьянских хозяйств без образования юридического лица; 4) хозяйственное предпринимательское объединение крестьянских хозяйств без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

В новом Федеральном законе «О крестьянских и фермерских хозяйствах» предлагается: 1) для фермерских хозяйств в связи со сложным членским составом, усложненной структурой внутренних отношений в них установить обязательность принятия учредительных документов и регламентировать их содержание; 2) для кооперативных и хозяйственных предпринимательских объединений крестьянских хозяйств без образования юридического лица императивно закрепить право общей долевой собственности членов объединения на имущество объединения с сохранением права частной собственности на земельные участки за крестьянскими хозяйствами — членами объединения.

10. В связи с утратой силы Закона РСФСР № 348-1 как правовой основы созданных в соответствии с ним традиционных односемейных трудовых крестьянских хозяйств в период до 1 января 2013 года предстоит их государственная перерегистрация, которая, как показывает немногочисленная практика, связана с рядом проблем, требующих законодательного решения. В этих целях предлагается разработать и принять специальный Федеральный закон «О перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании утратившего силу Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»». В новом Федеральном законе о перерегистрации предлагается: 1) установить, что правовой основой для перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании Закона РСФСР № 348-1, является Гражданский кодекс РФ; 2) определить порядок, сроки, процедуру перерегистрации крестьянских хозяйств в новом правовом

статусе в качестве особого субъекта права; 3) предусмотреть, что к заявлению крестьянского хозяйства о его перерегистрации должны быть приложены документы, подтверждающие родство членов крестьянского хозяйства в рамках одной семьи, документы о праве общей совместной собственности членов крестьянского хозяйства на его имущество.

11. В юридической науке и правоприменительной практике встречаются толкования права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на имя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, как права индивидуальной частной собственности главы крестьянского (фермерского) хозяйства. В силу этого земельный участок крестьянского (фермерского) хозяйства не включается в конкурсную массу хозяйства при его банкротстве. Обосновывается ошибочность такого толкования. В новом Федеральном законе «О перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании утратившего силу Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предлагается установить обязанность членов крестьянского хозяйства зарегистрировать право общей совместной собственности на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок, крестьянского хозяйства, в соответствие с Гражданским кодексом РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[6].

12. Предлагается дополнить Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» главой, регламентирующей особенности государственной регистрации крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства как особых субъектов права, предусмотрев ведение Единого государственного реестра крестьянских хозяйств и фермерских хозяйств, включив в его содержание сведения о членах крестьянского, фермерского хозяйства. В

перечень документов, представляемых при государственной регистрации крестьянского, фермерского хозяйства, целесообразно включить документы, подтверждающие наличие у главы крестьянского, фермерского хозяйства специального сельскохозяйственного образования и (или) опыта эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности в течение не менее трех лет; документы, подтверждающие, что члены крестьянского хозяйства являются членами одной крестьянской семьи, — для семейно-трудового крестьянского хозяйства; учредительные документы — для многосемейного фермерского хозяйства.

Апробация результатов исследования. Предложения и основные выводы диссертации апробированы при чтении лекций, проведении семинарских занятий по курсу «Аграрное право», «Земельное право»; в выступлениях на научно-практических конференциях: 7-й всероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука — региону» (27 февраля 2009 г., г. Вологда); 8-й всероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука — региону» (26 февраля 2010 г., г. Вологда); всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов «Молодые исследователи — регионам» (16-18 апреля 2009 г., г. Вологда); всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов «Молодые исследователи — регионам» (21-22 апреля 2010 г., г. Вологда); при организации, проведении Круглого стола «Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Вологодской области», в подготовке Резолюции Круглого стола и в выступлении с докладом на Круглом столе (16 декабря 2010 г., г. Вологда); при разработке § 2, 3, 5, 6 второй главы учебника «Аграрное право» (2010 г.) в соавторстве с д-ром юрид. наук, проф. М.И. Палладиной; в шестнадцати публикациях, в том числе в трех публикациях в изданиях, рекомендованных ВАКом.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения,

списка нормативных правовых актов, судебно-арбитражной практики, литературы.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Социально-экономическая и правовая сущность крестьянского хозяйства» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Роль крестьянского хозяйства в социально-экономическом развитии России» проведен анализ экономических, статистических показателей деятельности крестьянских хозяйств России и Вологодской области, раскрыто социальное значение семейно-трудовых крестьянских хозяйств. Сделан вывод, что с экономической точки зрения крестьянские хозяйства недопустимо рассматривать как альтернативную форму хозяйствования крупным сельскохозяйственным предприятиям — основным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Развитие семейно-трудовых крестьянских хозяйств важно с точки зрения обеспечения занятости населения, сохранения нравственных, духовных ценностей крестьянской семьи, передачи опыта и производственных навыков из поколения в поколение, семейного воспитания, сохранения сельских ландшафтов. Эффективное правовое регулирование деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства возможно только с учетом его особенной социально-экономической природы.

Во втором параграфе «Возникновение, становление, развитие крестьянского хозяйства: историко-правовой анализ» исследуется история развития законодательства о крестьянском хозяйстве. Исторический дореволюционный опыт свидетельствует, что прототипом современного крестьянского хозяйства является институт крестьянского двора. Традиционно крестьянским двором признавалось исключительно семейно-трудовое объединение в сфере сельскохозяйственного производства, образованное

членами одной крестьянской семьи, под руководством домохозяина. Имущество крестьянского двора принадлежало всем его членам на праве общей семейной (совместной) собственности.

В результате столыпинской реформы, реформы советского периода сущность традиционного семейно-трудового крестьянского хозяйства в его классической модели искажена. Основные ошибки прошлого нашли воплощение в Законе РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в Федеральном законе от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Далее исследуется вопрос: являлось ли целесообразным дробление крупного сельскохозяйственного производства и целенаправленное внедрение крестьянского (фермерского) уклада на селе в 90-ые годы XX века с точки зрения достижения целей аграрно-земельной реформы.

По данному вопросу анализируются точки зрения как ученых, критикующих курс на «фермеризацию» сельского хозяйства (К.Г. Пандаков, А.Е. Черноморец, М.И. Палладина, В.В. Демьяненко, С.А. Маркин, Р.Х. Габитов, Л. Резников), так и ученых, которые становление фермерства в России считают одним из достижений аграрно-земельной реформы (З.С. Беляева, В.Ф. Башмачников, Г. Е. Быстров, Е. Гайдар); исследуются взгляды крупных ученых-экономистов (А.В. Чаянов, А.Н. Энгельгардт), которые едины в признании преимуществ крупного производства в сельском хозяйстве. Автор обосновывает вывод, что ставка на крестьянские хозяйства в большой мере себя не оправдала. Однако, поскольку в процессе проведения аграрно-земельной реформы крестьянский уклад уже сформировался и играет важную роль в социальном развитии села, требуется его оптимальное правовое регулирование.

Третий параграф «Понятие и признаки крестьянского хозяйства» начинается с определения понятий «крестьянское хозяйство» и «фермерское хозяйство», а также с решения вопроса о соотношении данных терминов. Исследуются аргументы ученых, понимающих указанные термины как

синонимы (В.В. Устюкова, Н.Н. Мельников, Г.В. Чубуков), ученых, которые разделяют указанные понятия (А.В. Чаянов, С. Каранец, О.А. Лаврушина, Е.А. Галиновская, Е.Ш. Рахметов и др.). Поскольку термин «фермерское хозяйство» заимствован из американской правовой системы, исследуются понятие, признаки, виды ферм в зарубежных странах (США, страны ЕЭС, Япония) и делается вывод, что в зарубежных странах основной критерий отнесения хозяйства к фермерскому — размер дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в течение года. В некоторых странах СНГ (Казахстан, Таджикистан) законодательно разграничены две формы хозяйствования: крестьянское хозяйство, созданное одной семьей на базе общей совместной собственности на имущество, и фермерское хозяйство, организованное в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на имущество на основе договора о совместной хозяйственной деятельности.

С учетом отечественного и зарубежного опыта предлагается изменить использование в законодательстве и практике правоприменения терминов (понятий) «крестьянское» и «фермерское» хозяйство как равнозначных, Первый из них сохранить за традиционным односемейным трудовым крестьянским хозяйством. Поскольку термин «фермерское хозяйство» уже закреплен в действующем законодательстве для модели многосемейного хозяйства, сконструированной Законом № 74-ФЗ, то, с точки зрения исторической преемственности, его допустимо сохранить для различных моделей многосемейных хозяйств.

Анализ отечественного опыта, зарубежной практики, статистических показателей и авторское социологическое исследование подтверждают, что организационной основой традиционного крестьянского хозяйства является его семейно-трудовое начало, определяющее все атрибуты правового статуса крестьянского хозяйства и его особое социально-экономическое значение.

Далее исследуются проблемы правового закрепления существенных признаков (критериев) традиционного крестьянского хозяйства.

Семейный характер крестьянского хозяйства. В работе анализируются взгляды ученых, которые не выделяют признак семейности как основополагающий признак крестьянского хозяйства и не критикуют концепцию действовавшего и действующего законодательства о крестьянском хозяйстве (Е.А. Галиновская, Ю.Г. Жариков, Б.Д. Клюкин, Д.Е. Макаров, И.Ф. Панкратов, В.В. Устюкова, ГГ. Файзуллин, Л.П. Чумакова и др.); ученых, которые разделяют позицию о семейном характере крестьянского хозяйства (Ю.Н. Андреев, Г.Е. Быстров, М.И. Ковальчук, Н.Н. Мельников, А.А. Погребной, А.В. Чаянов). Автором обосновывается, что главным признаком (критерием), определяющим правовой статус традиционного крестьянского хозяйства, является его субъектный состав, а именно: традиционное крестьянское хозяйство представляет собой объединение граждан, являющихся членами одной крестьянской семьи.

Трудовой характер крестьянского хозяйства. На основе анализа доктринальных разработок, прежде всего ученых-экономистов (А. Чаянов, Р. Николич, С. Маслов, Р.Э. Прауст), отечественного и зарубежного опыта, авторского социологического исследования делается вывод, что трудовым целесообразно считать крестьянское хозяйство, в котором труд наемных работников используется в исключительных случаях на период выполнения сезонных работ.

В настоящее время сущность традиционного односемейного трудового крестьянского хозяйства размывается, так как в Гражданском кодексе РФ отсутствует четкое понятие крестьянского (фермерского) хозяйства. Закон № 348-1 — статусная правовая основа традиционных крестьянских хозяйств — утратил силу. Закон № 74-ФЗ сконструировал новую модель хозяйства семейного типа, которое по составу участников не соответствует исторически сложившейся во всем мире правовой модели традиционного крестьянского хозяйства как односемейного трудового объединения.

В целях сохранения исторической преемственности и эффективного правового регулирования деятельности традиционного семейно-трудового

крестьянского хозяйства предлагается нормативно закрепить выделенные существенные признаки (критерии) традиционного семейного трудового крестьянского хозяйства как основы сложившегося крестьянского уклада, определяющие его статус.

Вторая глава «Правовое регулирование создания и осуществления деятельности крестьянского хозяйства» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Общая характеристика правосубъектности крестьянского хозяйства» проводится исследование следующих вопросов: 1) юридическая личность крестьянского хозяйства, 2) характер правоспособности крестьянского хозяйства, 3) государственная регистрация крестьянского хозяйства.

Юридическая личность крестьянского хозяйства. В настоящее время имеется неопределенность в определении оптимальной организационно-правовой формы крестьянского хозяйства, соответствующей его сущности, что приводит к сшибкам и сложностям в правоприменительной практике, которая проанализирована в параграфе.

В работе исследуются взгляды ученых, настаивающих на придании крестьянскому хозяйству статуса юридического лица (Н.И. Ковальчук, А.А. Погребной, Е.Ш. Рахметов и др.), предлагающих предоставить самим членам крестьянского хозяйства возможность выбора: либо зарегистрировать хозяйство как юридическое лицо, либо осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Е.А. Галиновская, Д.Е. Макаров, Л.П. Чумакова и др.), настаивающих на ошибочном наделении крестьянского хозяйства статусом юридического лица (Г. Чубуков, А. Черноморец, В.П. Мозолин, С.М. Илюшников), предлагающих признать крестьянское хозяйство особым субъектом права (В.В. Устюкова, Н.Н. Мельников, М.Ю. Тихомиров), рассматривающих в качестве субъекта права только глазу крестьянского хозяйства со статусом индивидуального предпринимателя.

Автор разделяет позицию ученых, предлагающих нормативно закрепить, что крестьянское хозяйство — это особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве. В работе приводится авторское обоснование, что к односемейному крестьянскому хозяйству, к многосемейному фермерскому хозяйству, модель которого сконструирована Законом № 74-ФЗ, в полной мере применимы все признаки субъекта права.

Характер правоспособности крестьянского хозяйства — В законодательстве отсутствует четкая регламентация вопроса о характере правоспособности крестьянского хозяйства.

В работе исследуются позиции как ученых, настаивающих на признании общей правоспособности крестьянского хозяйства (С. Григоренко, Д.Е. Макаров, М.Ю. Тихомиров, В.В. Устюкова к др.), так и ученых, полагающих, что для крестьянского хозяйства характерна специальная правоспособность (Г. А. Волков, Н.Н. Мельников, Ю.В. Мольков, М.И. Палладина, А.А. Погребной, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой и др.)

Автор диссертационного исследования разделяет подход, согласно которому для крестьянского, фермерского хозяйства характерна специальная правоспособность, приводит дополнительную аргументацию и предлагает нормативно закрепить, что крестьянское хозяйство, фермерское хозяйство являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. В работе также предлагается внести изменения в ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»,

Государственная регистрация крестьянского хозяйства. В работе анализируется система нормативных правовых актов, регулирующих государственную регистрацию крестьянского хозяйства. Резюмируется, что применение общих норм о государственной регистрации индивидуального предпринимателя к процедуре регистрации крестьянского хозяйства противоречит сущности крестьянского хозяйства и создаст существенные проблемы на практике. Так, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о членах крестьянского

фермерского) хозяйства не учитываются, в ряде случаев члены крестьянской семьи оформляются как наемные работники главы крестьянского хозяйства, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Такая практика игнорирует сущность крестьянского хозяйства как семейного объединения.

Предлагается дополнить Закон № 129-ФЗ главой, регламентирующей особенности государственной регистрации крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства как особых субъектов права, предусмотрев ведение Единого государственного реестра крестьянских хозяйств и фермерских хозяйств, включив в его содержание сведения о членах крестьянского, фермерского хозяйства.

Действующее законодательство не признает Соглашение о создании фермерского хозяйства его учредительным документом. В работе проанализированы точки зрения исследователей и специалистов по юридической природе Соглашения, практика Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по Вологодской области. Сделан вывод, что правовое положение семейно-трудового крестьянского хозяйства, созданного членами одной крестьянской семьи, должно регулироваться, как общее правило, Законом. Вместе с тем, для многосемейных фермерских хозяйств в связи со сложным членским составом и усложненной структурой внутренних отношений в них целесообразно нормативно закрепить обязанность по принятию учредительных документов и регламентировать их содержание.

До принятия нового Федерального закона предлагается внести изменения в Закон № 74-ФЗ, Закон № 129-ФЗ, признав Соглашение о создании фермерского хозяйства учредительным документом фермерского хозяйства.

В перечень документов, представляемых при государственной регистрации крестьянского, фермерского хозяйства, целесообразно включить Документы, подтверждающие, что члены крестьянского хозяйства являются членами одной крестьянской семьи — для семейно-трудового крестьянского

хозяйства; учредительные документы — для многосемейного фермерского хозяйства.

Во втором параграфе « Членство в крестьянском хозяйстве» ставится

проблема, что положения п.1 ст. 3 Закона № 74-ФЗ не соответствуют сущности крестьянского хозяйства как семейно-трудового объединения. В законодательстве о крестьянском хозяйстве предлагается предусмотреть, что право на создание крестьянского хозяйства имеют члены одной крестьянской семьи. Закрепление таких положений предполагает признание нетрудоспособных, недееспособных членов семьи членами крестьянского хозяйства.

В науке продолжает обсуждаться целесообразность предъявления специальных требований к членам крестьянской семьи, ведущей крестьянское хозяйство. В работе исследуются нормы законодательства, противоположные взгляды ученых по данному вопросу, материалы статистики. Далее приводятся авторские аргументы в защиту положения о необходимости предъявления к главе крестьянского, фермерского хозяйства требований наличия специального сельскохозяйственного образования я (или) опыта эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности в течение не менее трех лет.

В третьем параграфе «Имущественные и земельные отношения в крестьянском хозяйстве » анализируются нормы законодательства о разновидности права общей собственности на имущество крестьянского хозяйства, исследуются позиции ведущих ученых о том, какой вид общей собственности является оптимальным для крестьянского хозяйства. Резюмируется, что один из важнейших элементов правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств — право общей собственности на имущество — закреплен в их статусных федеральных законах по-разному: в Законе № 348-1 в качестве основной ее разновидности было признано право общей долевой собственности, и лишь по волеизъявлению членов хозяйства могло быть установлено право общей совместной собственности, а в Законе № 74-ФЗ — наоборот. Оба правовых решения необоснованны, так

соответствуют субъектному составу крестьянских, фермерских хозяйств, смоделированных указанными Законами, и интересам их членов. Для семейно-трудовых крестьянских хозяйств, созданных на основании Закона № 348-1 как односемейные трудовые объединения с доверительными внутрисемейными отношениями и единым общим семейным интересом, необходимо установить право общей совместной собственности его членов на имущество хозяйства, поскольку в основе данной разновидности права частной собственности лежит принцип равенства ее субъектов. Для многосемейных фермерских хозяйств, созданных по модели, сконструированной Законом № 74-ФЗ, необходимо установить право общей долевой собственности его членов на имущество хозяйства, позволяющее учитывать разнородственный и разнополовозрастной состав членов этого объединения, различные возможности и интересы членов хозяйства.

В работе обосновывается, что при дальнейшем совершенствовании законодательства необходимо исходить из положения, что вид (разновидность) права общей собственности на имущество крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства устанавливается федеральным законом императивно.

В работе выделяются и обосновываются критерии разграничения имущества крестьянского хозяйства и личного имущества членов крестьянской семьи.

Автор развивает подход ученых, предлагающих нормативно закрепить, что в случае прекращения деятельности крестьянского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям имущество хозяйства не должно подлежать разделу. Для выходящих членов хозяйства целесообразно установить обязанность по продаже имущества хозяйства как единого имущественного комплекса с публичных торгов с предоставлением преимущественного права покупки сельскохозяйственным товаропроизводителям; суммы, вырученные от продажи имущества крестьянского хозяйства, предлагается распределять между членами крестьянского хозяйства в соответствии с ГК РФ.

В целях предотвращения нецелевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения предлагается дополнить предусмотренный действующим законодательством перечень оснований прекращения деятельности крестьянского хозяйства положениями следующего содержания: «Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в судебном порядке по заявлению уполномоченного органа государственной власти в связи с изъятием земельного участка по основаниям, предусмотренным ст.6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ст.54 ЗК РФ, ст.284 ГК РФ. По иным основаниям изъятие земельного участка у крестьянского хозяйства не допускается».

Результаты исследования, проведенного в первых двух главах работы, позволяют заключить, что существенным недостатком законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве является игнорирование необходимости разграничения правового регулирования деятельности различных по своей социально-экономической и правовой сущности форм хозяйствования — традиционного односемейного трудового крестьянского хозяйства, сконструированного Законом РСФСР № 348-1 в качестве основной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, и многосемейного фермерского хозяйства (хозяйства семейного типа), впервые сконструированного Законом № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Закон № 74-ФЗ не может стать оптимальной правовой основой для урегулирования деятельности крестьянских хозяйств в их классической модели. Таким образом, действующее законодательство о крестьянском хозяйстве требует коренного концептуального изменения.

Третья глава «Основные направления совершенствования правового регулирования деятельности крестьянского хозяйства» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Правовые проблемы приведения правового положения крестьянских хозяйств в соответствие с действующим законодательством» констатируется, что крестьянские хозяйства, созданные в

первые годы земельно-аграрной реформы, имеющие правовой статус, вытекающий из утратившего силу Закона РСФСР № 348-1, с формально-юридической точки зрения станут нелегитимны с 01 января 2013 года.

Диссертант констатирует, что порядок, сроки, особенности процедуры приведения правового положения крестьянского хозяйства в соответствие с действующим законодательством нормативно не урегулированы.

Вследствие добровольности указанной процедуры на практике крестьянские хозяйства продолжают сохранять правовой статус, не соответствующий действующему законодательству. Кроме того, сложившаяся практика приведения правового положения крестьянских хозяйств в соответствие с действующим законодательством противоречит ГК РФ, не предусматривающему реорганизацию юридического лица в индивидуального предпринимателя. В работе обосновывается, что речь должна идти не только об изменении организационно-правовой формы, а об изменении правового статуса крестьянского хозяйства, его перерегистрации в качестве особого субъекта права с новым членским составом и новым правовым режимом имущества.

Таким образом, перерегистрация крестьянских хозяйств, созданных на основе Закона № 348-1, связана с рядом проблемных вопросов, требующих законодательного решения. В этих целях предлагается разработать и принять специальный Федеральный закон «О перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании утратившего силу Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»».

В новом Федеральном законе о перерегистрации предлагается: 1) в силу концептуальных отличий в правовых конструкциях крестьянского и фермерского хозяйств, смоделированных Законом РСФСР № 348-1 и Законом № 74-ФЗ, установить, что правовой основой для перерегистрации крестьянских хозяйств, созданных на основании Закона РСФСР № 348-1, является Гражданский кодекс РФ; 2) определить порядок, сроки, процедуру перерегистрации крестьянских хозяйств в новом правовом статусе в качестве особого субъекта права, предусмотрев, что к заявлению крестьянского

хозяйства о его перерегистрации должны быть приложены документы, подтверждающие родство членов крестьянского хозяйства в рамках одной семьи, документы о праве общей совместной собственности членов крестьянского хозяйства на его имущество.

Перерегистрация крестьянских хозяйств предполагает и приведение правового режима имущества крестьянских хозяйств в соответствие с нормами ГК РФ. В работе обосновывается, что встречающееся в юридической науке и правоприменительной практике толкование права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на имя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, как права индивидуальной частной собственности главы крестьянского (фермерского) хозяйства является ошибочным. Указанные положения законодательства следует толковать исключительно как право общей совместной собственности членов крестьянского хозяйства на земельный участок, документально оформленный на главу крестьянского хозяйства как представителя крестьянского хозяйства.

В новом Федеральном законе о перерегистрации предлагается установить обязанность членов крестьянского (фермерского) хозяйства зарегистрировать право общей совместной собственности на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок крестьянского хозяйства, в соответствие с Гражданским кодексом РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Во втором параграфе «Правовое регулирование объединения крестьянских хозяйств» обосновывается необходимость легализации предпринимательских объединений крестьянских хозяйств без образования юридического лица с учетом современных процессов интеграции в аграрном секторе экономики.

Проанализированные в работе материалы статистики и отечественная практика свидетельствуют, что в действительности в настоящее время

крестьянские хозяйства вынуждены объединяться с другими крестьянскими хозяйствами, па практике широко распространены неформальная кооперация и неформальное хозяйственное объединение крестьянских хозяйств.

Приводится авторское обоснование преимуществ предпринимательских объединений крестьянских хозяйств без образования юридического лица.

В работе анализируется опыт зарубежных стран (США, Франция, Германия) и делается вывод, что в зарубежном законодательстве отдельно выделяются партнерские хозяйства (групповые хозяйства, хозяйства семейного типа), объединяющие членов более, чем одной семьи, занимающие некоторое промежуточное переходное положение между семейно-трудовыми крестьянскими хозяйствами и корпоративными хозяйствами, являющиеся, как правило, «гибкой» формой интеграции крестьянских семей без образования юридического лица.

Далее констатируется, что действующее российское законодательство не регламентирует правовое положение простейших форм интеграции крестьянских хозяйств без образования юридического лица.

В связи с этим, а также в связи с утратой силы статусной правовой основы уже существующих и вновь создаваемых традиционных семейно-трудовых крестьянских хозяйств (утрата силы Закона № 348-1) предлагается разработать и принять новый Федеральный закон «О крестьянских и фермерских хозяйствах», в котором закрепить общее и особенное в правовом положении четырех формирований, которые целесообразно признать самостоятельными организационно-правовыми формами без образования юридического лица, а именно: 1) крестьянское хозяйство — традиционное односемейное трудовое объединение; 2) многосемейное фермерское хозяйство по правовой модели, сконструированной Законом № 74-ФЗ, усовершенствованной с учетом изложенных в работе предложений , 3) кооперативное предпринимательское объединение крестьянских хозяйств образования юридического лица; 4) хозяйственное предприниматель

объединение крестьянских хозяйств без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Далее излагаются и обосновываются концептуальные основы правового положения кооперативного и хозяйственного предпринимательских объединений крестьянских хозяйств без образования юридического лица.

Формализация кооперативного и хозяйственного предпринимательских объединений крестьянских хозяйств без образования юридического лица расширит виды организационно-правовых форм хозяйствования на селе. Указанные меры создадут необходимые условия для поддержания жизнеспособности и устойчивого развития самих семейно-трудовых крестьянских хозяйств через их интеграцию с другими крестьянскими хозяйствами.

В заключении подводятся итоги исследования. По теме диссертации опубликованы следующие работы: Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук:

1 . Тютерева Н. Н. Соотношение понятий «крестьянское хозяйство» и «фермерское хозяйство» // Вестник Российской правовой академии. — 2009. — № 4. 0,33 п.л.

2. Тютерева Н. Н. К вопросу о трудовом характере крестьянского хозяйства // Вестник Российской правовой академии. — 2010. — № 1. — 0,38 п.л.

3. Тютерева Н. Н. Соотношение крестьянского хозяйства и личного подсобного хозяйства // Актуальные проблемы российского права. — 2010. — № 1.-0,46 л.л.

4. Тютерева Н. Н. Проблемы субъектного состава крестьянского (фермерского) хозяйства // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. Выпуск

восьмой. — Вологда: Вологодский ЦНТИ — филиал ФГУ «Объединение «РОСИНФОРМРЕСУРС», 2009. — 0,38 п.л.

5. Тютерева Н. Н. Проблемы правоспособности крестьянского (фермерского) хозяйства // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. Выпуск восьмой. — Вологда: Вологодский ЦНТИ — филиал ФГУ «Объединение «РОСИНФОРМРЕСУРС», 2009. — 0,58 п.л.

6. Тютерева Н. Н. Актуальные проблемы организации и деятельности крестьянского хозяйства // Актуальные вопросы нормотворчества и правоприменительной практики: Сборник научных трудов преподавателей филиала МГЮА им. О. Е. Кутафина в городе Вологде (Кафедра гражданско-правовых дисциплин). Выпуск третий. — Вологда: Вологодский ЦНТИ — филиал ФГУ «Объединение «РОСИНФОРМРЕСУРС», 2010. — 0,58 п.л.

7. Тютерева Н. Н. Глава крестьянского хозяйства // Актуальные вопросы нормотворчества и правоприменительной практики: Сборник научных трудов преподавателей филиала МГЮА им. О. Е. Кутафина в городе Вологде (Кафедра гражданско-правовых дисциплин). Выпуск третий. — Вологда: Вологодский ЦНТИ — филиал ФГУ «Объединение «РОСИНФОРМРЕСУРС», 2010.-0,46 п.л.

8. Тютерева Н. Н. Правовое регулирование интеграции семейно-трудовых крестьянских хозяйств в фермерские хозяйства // Труды филиала МГЮА им. О. Е. Кутафина в г. Вологде. Выпуск девятый. — Вологда, 2010. — 0,5 п.л.

9. Тютерева Н. Н. Правовые модели фермерских хозяйств // Труды филиала МГЮА им. О. Е. Кутафина в г. Вологде. Выпуск девятый. — Вологда, 2010. — 0,5 п.л.

10. Тютерева Н. Н. Искаженная правовая природа крестьянского хозяйства // Наука и образование XXI века: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции (29.10.2010г., СТИ, г. Рязань). В 4-х томах: Том 1. Часть 2. «Секция гуманитарных наук» / Под общей редакцией проф. АГ. Ширяева, доцента А.В. Барановского. — Рязань: СТИ, 2010. — 0,42 п.л.

11. Тютерева Н. Н. Приведение правового статуса крестьянских хозяйств, созданных по Закону РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствие с действующим законодательством // Государство и право в современных условиях: материалы научно-практической конференции (Вологда, 25 марта 2010 г.) // Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина, Филиал в г. Вологде; [отв. ред. Д.В. Семенов]. — Вологда: Киселев А.В., 2010. — 0,33 п.л.

12. Палладина М. И., Тютерева Н. Н. Глава 2 § 2, 3, 5, 6 // Аграрное право: Учебник / С. А. Боголюбов, М. М. Бринчук, Н. О. Ведышева и др. Отв. ред. М. И. Палладина, Н. Г. Жаворонкова. — М: Проспект, 2010. — 2 п.л.

13. Тютерева Н. Н. Крестьянское (фермерское) хозяйство — особый субъект аграрного права // Вузовская наука — региону: Материалы седьмой всероссийской научно-технической конференции. Т. 2. — Вологда: ВоГТУ, 2009. -0,16п.л.

14. Тютерева Н. Н. Проблемы приведения статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с действующим законодательством // Вузовская наука — региону: Материалы седьмой всероссийской научно-технической конференции. Т. 2. — Вологда: ВоГТУ, 2009. — 0.2 п.л.

15. Тютерева Н. Н. Некоторые проблемы законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве // Молодые исследователи — регионам: .Материалы всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Т. 2. -Вологда: ВоГТУ, 2009. — 0,13 п.л.

16. Тютерева Н. Н. Необходимость формализации предпринимательских объединений крестьянских хозяйств без образования юридического лица // Молодые исследователи — регионам: Материалы всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Т. 2. — Вологда: ВоГТУ, 2010.-0,13 п.л.

17. Тютерсва Н. 11. Недопустимость раздела имущества крестьянского хозяйства при прекращении его деятельности // Вузовская наука — региону: Материалы восьмой всероссийской научно-технической конференции. Т. 2. -Вологда: ВоГТУ, 2010. — 0,2 п.л.

[1] См. Программа, информационно-аналитический материал, Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности государственной поддержки малых форм хозяйствования АПК. — М., 2010. — С. 3.

[2] См.: Бюллетень «Основные показатели сельского хозяйства в России в 2009 году» // http:// www . gks . ru ; Российский статистический ежегодник, 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — С. 409.

[3] Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 26. — Ст. 324 (утратил силу).

[4] Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 24. — Ст. 2249.

[5] Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ (в ред. от 23.12 2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. — 2001. -№33 (часть 1) — Ст. 3431.

[6] Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30 -Ст. 3594.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

сельскохозяйственный потребительский снабженческо сбытовой кооператив агроснаб

сельскохозяйственные производственные кооперативы органы управления

морковь екатеринбург

доставка картофеля в екатеринбурге

биогазовые установки для фермерских хозяйств цена россия