Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шатова А. В., Мусатова А. П.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств»

жайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

5) объемы производства животноводческой продукции во всех категориях хозяйствования имеют тенденцию к снижению, что связано с трудностями создания кормовой базы, соблюдения технологии содержания животных;

6) доля крестьянских (фермерских) хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства невелика;

7) произведенная в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственная продукция предназначена для личного потребления.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

А.В. Шатова, к.э.н., зав. каф., А.П. Мусатова, асп Пензенской государственной

Важная роль в развитии агарной экономики России принадлежит малому предпринимательству: крестьянским (фермерским) хозяйствам (К(Ф)Х), малым сельскохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям. Субъекты малого агробизнеса отличаются быстрой реакцией и высокой степенью адаптации к изменениям рыночной ситуации и других внешних факторов, способностью активно участвовать в решении социальных проблем села, создавая новые рабочие места. Эти преимущества мелкотоварного производства приобретают особую значимость в условиях глобального экономического кризиса и учитываются при разработке антикризисных программ на региональном и федеральном уровнях.

Так, в соответствии с «Планом мероприятий Правительства Пензенской области, направленных на поддержание стабильности в социально-экономическом развитии региона в условиях мирового финансового кризиса» для поддержки агропромышленного комплекса региона предусмотрены организация 901 К(Ф)Х и создание 282 мини-ферм по разведению крупного рогатого скота, свиней, коз, кроликов, гусей. Реа-

лизация данных мероприятий позволит повысить уровень занятости сельского населения, окажет положительное воздействие на объемы производства сельскохозяйственной продукции.

Привлекательность малых форм агробизнеса для сельских жителей определяется рядом факторов. Факторами-стимуляторами являются расширение направлений и масштабов государственной поддержки, простота государственной регистрации, бухгалтерского учета, налогообложения и др. Фак-торами-дестимуляторами выступают отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, ухудшение демографической ситуации на селе, низкий уровень правового обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в т.ч. крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сравнительный анализ норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» позволил выявить ряд проблем в определении юридического статуса К(Ф)Х и содержания вещных и обязательственных прав его участников (табл. 1 ).

Понятие Содержание Проблема правового регулирования

Субъект предпринимательской деятельности — К(Ф)Х (ст. 23 ГК РФ и ст. 1 ФЗ № 74-ФЗ ) — глава К(Ф)Х (ст. 23 ГК РФ) Имеет место двойственный характер правосубъектности: в соответствии со ст. 23 ГК РФ субъектом предпринимательской деятельности одновременно являются и само К(Ф)Х и его глава. В результате возникает ряд проблем, регулирующих вещные и обязательственные права К(Ф)Х и его участников.

Статус главы К(Ф)Х — Индивидуальный предприниматель (ст. 23 ГК РФ) — Исполнительный орган К(Ф)Х (ст. 16, 17 ФЗ №74-ФЗ) Ни в ГК РФ, ни в ФЗ № 74-ФЗ четко не определены права и обязанности главы К(Ф)Х как индивидуального предпринимателя, отличающие его от исполнительного органа.

Состав К(Ф)Х Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек (ст. 2 ФЗ №74-ФЗ) В рамки предпринимательской деятельности без образования юридического лица законодатель заключает, по сути дела, корпоративную форму предпринимательства. При этом многие вопросы взаимоотношений участников ФЗ № 74-ФЗ практически не регулируются.

Юридический статус имущества К(Ф)Х Имущество К(Ф)Х принадлежит его членам на праве совместной собственности (ст. 257 ГК РФ) Не определены форма соглашения о создании фермерского хозяйства, обязательные требования к его содержанию, порядку заключения, изменения, расторжения. Не определен порядок формирования имущества К(Ф)Х, в том числе юридического оформления трансформации вещных прав участников в общую совместную собственность К(Ф)Х. Не предусмотрено разграничение собственно имущества К(Ф)Х и имущества членов хозяйства.

Ответственность К(Ф)Х по своим обязательствам По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом (ст. 8 ФЗ При ограниченной ответственности К(Ф)Х, законодатель не устанавливает требования к минимальному размеру имущества К(Ф)Х. Допускается возможность полной ответственности одним и тем

Понятие Содержание Проблема правового регулирования

№74-ФЗ) же имуществом разных субъектов (К(Ф)Х, индивидуального предпринимателя — главы К(Ф)Х, членов К(Ф)Х как физических лиц).

Квалификационные требования, предъявляющиеся к главе фермерского хозяйства В ФЗ №74-ФЗ и ГК РФ отсутствуют требования к опыту работы в сельском хозяйстве и наличию специальной профессиональной подготовки у главы К(Ф)Х

Положения Закона № 74-ФЗ, определяющие статус К(Ф)Х и его главы, несколько отличаются от норм ГК РФ; во-первых, в них отсутствует указание на статус главы К(Ф)Х как индивидуального предпринимателя; во-вторых, не идентифицированы права и обязанности главы К(Ф)Х как индивидуального предпринимателя и исполнительного органа хозяйствующего субъекта.

В ГК РФ и Законе № 74-ФЗ отсутствуют квалификационные требования к главе фермерского хозяйства. В отличие от России, в большинстве стран СНГ положения, устанавливающие требования к опыту и стажу работы фермеров в агропромышленном комплексе, закреплены законодательно. Так, в Азербайджане и Казахстане установлено преимущественное право на получение земельного участка для ведения хозяйства гражданам, имеющим не менее чем трехлетний опыт и необходимые профессиональные навыки сельскохозяйственных работ. Законодательством Туркменистана и Белоруссии предусмотрено, что для образования фермерского хозяйства требуются специальные знания и квалификация либо опыт работы в сельском хозяйстве [2].

Требуют доработки нормы федерального законодательства, регулирующие состав участников К(Ф)Х. В соответствии со ст. 3 Закона № 74-ФЗ его членами могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Таким образом, Законом № 74-ФЗ допускается возможность совместного осуществления предпринимательской деятельности в рамках К(Ф)Х группы лиц, как связанных, так и не связанных родством. При этом регулирование всей совокупности их имущественных отношений возложено на общую совместную собственность, традиционно основанную на близких, лично-доверительных семейных отношениях.

Объектом общей совместной собственности К(Ф)Х являются земельный участок и имущество производственно-хозяйственного назначения. Иное имущество (жилой дом, предметы потребления, обихода и т. д.) может составлять объект общей или раздельной собственности супругов-членов К(Ф)Х либо быть собственностью отдельного участника хозяйства. Возможность сосуществования в крестьянском (фермерском) хозяйстве различных видов общей собственности влечет необходимость различать объекты, составляющие: 1) общее имущество его участников (включая супругов, их детей и других членов хозяйства); 2) общее имущество супругов (участников хозяйства); 3) личное имущество каждого из участников (членов) такого хозяйства, в том числе и каждого из супругов [1].

Закон № 74-ФЗ не устанавливает каких-либо минимальных требований к размеру имущества

крестьянского хозяйства, которым оно отвечает по требованиям кредиторов. Кроме того, его предписания о порядке образования имущества крестьянского хозяйства предельно кратки и отсылают к соглашению о создании фермерского хозяйства. Однако форма соглашения, обязательные требования к его содержанию, порядок заключения, изменения, расторжения, момент закрепления имущества за хозяйством данным Законом не определены.

В связи с этим возникает вопрос об ответственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства по его обязательствам. Ст. 8 Закона № 74-ФЗ определено, что по сделкам главы К(Ф)Х, совершенным в интересах хозяйства, фермерское хозяйство отвечает закрепленным за ним имуществом. При этом не раскрывается механизм удовлетворения требований кредиторов при недостаточности имущества фермерского хозяйства. По сути, имеет место ограниченная ответственность К(Ф)Х при отсутствии требований к минимальному размеру его имущества.

Таким образом, законодателем создана весьма своеобразная конструкция статуса К(Ф)Х. На хозяйство без статуса юридического лица накладывается по сути корпоративная форма предпринимательской деятельности без определения правовых норм имущественных отношений участников экономического оборота.

Характер приведенных выше проблем определил алгоритм их решения. Считаем, что на уровне Федерального закона №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» следует путем внесения изменений и дополнений закрепить идентификационные критерии К(Ф)Х — целевую правоспособность, наличие специального сельскохозяйственного образования у главы хозяйства, возможность участия в деятельности К(Ф)Х членов только одной семьи (вместо трех семей и пяти граждан — не родственников). Обязательным этапом процесса создания К(Ф)Х следует считать заключение брачного контракта между супругами, содержание которого будет определять размер и состав имущества, передаваемого К(Ф)Х. Такой подход к идентификации статуса К(Ф)Х обеспечивает его приближение к форме предпринимательства без образования юридического лица, снимает большую часть проблем отношений собственности в К(Ф)Х, связанных с корпоративным агробизнесом. С учетом содержания предлагаемых изменений и дополнений необходимо предоставить право ранее созданным К(Ф)Х, состав участников которых выходит за пределы одной семьи, выбрать одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций и осуществить на базе имущественного комплекса К(Ф)Х государственную регистрацию юридического лица, в учредительных документах которого будет четко определен порядок взаимоотношений между его участниками. Считаем, что данные меры будут способствовать совершенствованию правового статуса кресть-

янских (фермерских) хозяйств и повышению эффективности их функционирования.

1. Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права / Е.А. Суханов, И.А. Зенин,

Е.В. Кулагина, А.Е. Шерстобитов; отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: «Волтерс Клувер», 2008. — ГАРАНТ, Платформа Fi, ЭКСПЕРТ.

2. Мельников, Н.Н. Характеристики К(Ф)Х по законодательству России и стран СНГ / Н.Н. Мельников // Журнал российского права. — 2007. — № 11. — ГАРАНТ, Платформа F1, ЭКСПЕРТ.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-02-27218 а/В

Т.Ю. Драгунова, к.э.н., науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

В продолжающемся процессе формирования нормативно-правовой базы в сфере развития ЛПХ и реализации ПНП «Развитие АПК» личные подсобные хозяйства (ЛПХ) продолжают сохранять одну из лидирующих позиций в производстве животноводческой и картофеле-овощной продукции, остаются одним из главных источников доходов сельского населения.

Одной из задач государства в плане регулирования рыночных отношений является обеспечение стабильной правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов. Важен дифференцированный подход к определению основных положений по правовой защите и обеспечению деятельности товаропроизводителей. С момента выхода федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» в 2003 г., с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г., а также выхода закона «О развитии сельского хозяйства» в конце 2006 г. нормативная правовая база, связанная с ведением ЛПХ, значительно расширилась на федеральном и на региональном уровнях. Федеральное и региональное законодательство в области функционирования и развития ЛПХ сосредоточено в основных документах: ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7.07.2003 г. № 112-ФЗ; законах о личном подсобном хозяйстве субъектов федерации, Постановлении Правительства РФ от 27.06.1996 г. № 758 (ред. 06.06.02 г.) «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев ЛПХ»; законах «О государственной поддержке граждан, ведущих ЛПХ» некоторых субъектов РФ, законах «О максимальных размерах общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ» и иных Постановлениях и Указах различных регионов РФ; а также региональных целевых Программах развития ЛПХ или развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

Региональное законодательство, регулирующее деятельность ЛПХ, развивалось по нескольким направлениям. Можно выделить регионы, которые пошли по пути разработки собственного регионального закона о ЛПХ на основе федерального (Республики Башкортостан (2000 г.), Дагестан (2005 г.), Саха (Якутия) (2000 г.), Тыва (2004 г.), Архангельская (2004 г.), Мурманская (2006 г.), Томская (2003 г.) области и Усть-Ордынский автономный округ — Бурятия (2000 г.).

Другая группа регионов разработали региональные законы о государственной поддержке развития ЛПХ. Это Карачаево-Черкесская (2005 г.) и Кабардино-Балкарская (2007 г.) республики, Краснодарский (2004 г.), Алтайский (1999 г.) и Приморский (2004) края, Кемеровская (2001 г.), Омская (2003 г.), Читинская (2005 г.) области и Еврейская автономная область (2004 г.). Законы направлены на определение понятия и места ЛПХ в экономической системе АПК региона.

Группа регионов ограничилась региональными законами об установлении максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находится на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ.

Несколько иные направления выбрали Удмур-ская (2001 г.) и Чувашская республики (2004 г.). Указ Президента Удмуртской республики «О государственной поддержке безработного сельского населения» направлен на активизацию деятельности безработных граждан путем государственной поддержки. Акцентируется внимание на переходе граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, из статуса «безработного» в статус «индивидуального предпринимателя» или главы К(Ф)Х.

Остальные регионы включили разработки по развитию малых форм сельскохозяйственного производства в целевые программы по развитию АПК регионов. Пензенская область разработала областную целевую программу «Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области (2006-2012 гг.).

В статье будет рассмотрено влияние принятой нормативной законодательной базы на деятельность ЛПХ в области производства животноводческой продукции. Поскольку наиболее рисковая (неблагоприятная) ситуация, связанная с обеспечением населения продовольствием именно животноводческой продукцией в условиях кризиса, в статье акцентируется внимание на производстве наиболее неблагополучном в плане выращивания виде жи -вотноводства — скотоводстве, производящемся в значительной степени (до начала реализации ПНП «Развитие АПК») в ЛПХ по регионам РФ.

Предложена типология региональных тенденций развития скотоводства, соотнесенных с тенденциями структурной перестройки в скотоводстве (роль крупного и малого производств). Предложено сопоставление динамики поголовья скота в региональном разрезе с динамикой структуры поголовья скота по видам хозяйств в регионах РФ. Данный анализ позволит определить направленность развития производства наиболее неблагополучной животноводческой продукции и предложить варианты предотвращения ухудшения названной ситуации в условиях финансово-экономического кризиса.

Существует следующая гипотеза. С момента начала реализации ПНП «Развитие АПК» ситуация в области выращивания и производства мясомолочной продукции изменилась незначительно. Если происходит увеличение количества скота, коз и овец, то в основном за счет личных подворий.

Выделены следующие типологические груп-пы1 по абсолютному показателю поголовья КРС в

1 Все расчеты выполнены по: Регионы России: социально-экономические показатели. 2008: Р32 Стат.сб./Росстат. — М., 2008.

расчет элеваторного узла системы отопления

схема элеваторного узла в многоквартирном доме

цена на картофель сегодня екатеринбург

элеваторный узел диаметр сопла

правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов