Создание крестьянских (фермерских) хозяйств — Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, члены крестьянских хозяйств

Члены крестьянских хозяйств

В действующем Федеральном законе «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» по сравнению с Законом РСФСР 1990 г. существенно изменился подход к вопросам права на создание крестьянского хозяйства.

Во-первых, такое право предоставляется не только гражданам Российской Федерации, как прежде, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Иностранцы и лица без гражданства имеют право заниматься на территории России предпринимательской деятельностью, в том числе создавать фермерские хозяйства; ограничения в отношении их могут быть связаны только с получением в собственность участков из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку это запрещено Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Однако указанные лица могут использовать для ведения крестьянского хозяйства земельные участки на основании договора аренды.

Во-вторых, для лиц, желающих создать фермерское хозяйство, не ставится каких-либо условий, связанных с опытом работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственной квалификацией или прохождением специальной подготовки (такие условия были закреплены в ст. 4 Закона 1990 г.). Это, поскольку граждане занимаются предпринимательской деятельностью, в том числе в области сельского хозяйства, на свой страх и риск и сами должны рассчитывать свои возможности, начиная новое дело. Какие-то требования могут предъявляться только в том случае, если предоставляются какие бы то ни было льготы — например, кредиты для создания крестьянского хозяйства или бесплатный земельный участок.

В-третьих, прежде право на создание крестьянского хозяйства непосредственно связывалось с получением земельного участка, поэтому в старом Законе устанавливалось право выбора претендентов на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе местными органами власти, в ведении которых находится земельный участок. В настоящее время эти два процесса — создание фермерского хозяйства и предоставление земельного участка для ведения такого хозяйства — в законодательстве разделены. Создание фермерских хозяйств осуществляется путем их регистрации, и только органы государственной регистрации контролируют соответствие законодательству представленных для создания хозяйства документов, основания для отказа в регистрации строго ограничены. Порядок предоставления земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и гл. 4 Закона о крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также законодательством субъектов Российской Федерации. Граждане, решившие создать фермерское хозяйство, могут обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, как до регистрации хозяйства, так и после. Зачастую к моменту создания фермерского хозяйства они уже имеют необходимые участки, поскольку многие сельские жители располагают правом собственности на земельные доли и в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут в любой момент потребовать выделения в счет таких долей земельных участков (без какой-либо мотивации целей такого выделения).

Статья 3 Федерального закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» устанавливает круг лиц, которые могут создать фермерское хозяйство (при создании юридического лица такие лица называются учредителями). Их минимальный возраст в указанной статье не обозначен, но поскольку в ней указано на то, что это должны быть дееспособные граждане, а по гражданскому законодательству дееспособность в полном объеме наступает в возрасте 18 лет (ст. 21 ГК РФ), то минимальный возраст гражданина для участия в создании фермерского хозяйства — 18 лет.

Необходимо отметить, что вступить в члены фермерского хозяйства после его создания можно уже с 16-летнего возраста.

Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.

Если же фермерское хозяйство создается группой граждан, главное условие законности их объединения — его семейный характер. Поэтому необходимо, чтобы, независимо от общей численности членов фермерского хозяйства, количество граждан, не состоящих в родстве с главой крестьянского хозяйства, было не более пяти человек. Впрочем, численность членов фермерского хозяйства, с учетом того, что в него должны входить представители не более чем трех семей, вряд ли может быть более 10 — 15 человек. При большой численности более целесообразно создавать товарищество или сельскохозяйственный кооператив, поскольку в них действуют более четко установленные законом механизмы принятия решений, выборов органов управления и ответственности руководителей, распределения прибыли и т.д. Фермерское хозяйство строит свою деятельность на доверии, потому оно должно быть компактным, а его члены — быть близкими родственниками или, по крайней мере, хорошо знать друг друга.

Следует добавить, что согласно Семейному кодексу Российской Федерации (ст. 2) членами семьи считаются только супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Сведения о членах фермерского хозяйства с приложением копий документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство, включаются в соглашение о создании фермерского хозяйства.

Имущество фермерского хозяйства не принадлежит на праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, оно находится на праве совместной собственности у его членов, если соглашением между ними не установлено иное (п. 3 ст. 6 Закона). Гражданский кодекс РФ также позволяет изменить режим совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства законом или договором (п. 1 ст. 257 ГК РФ). В каком договоре можно установить долевой режим общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства следует из п. 3 ст. 6 Закона — это «соглашение», а Закон упоминает только одно соглашение — «соглашение о создании фермерского хозяйства», заключаемое в соответствии со ст. 4 Закона. У членов крестьянского (фермерского) хозяйства, как и у членов семьи, законным режимом собственности на имущество является общая совместная собственность, а договором может быть установлена долевая. Это еще раз подчеркивает семейную основу фермерского хозяйства.

Таким образом, действующий Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает следующие виды фермерских хозяйств:

б) хозяйство, образованное шестью гражданами, не являющимися родственниками (глава и пять членов хозяйства);

в) хозяйство, членами которого являются граждане, состоящие в родстве, но не более чем из трех семей. Ограничение числа членов таких хозяйств действующим Законом не предусмотрено.

Соглашение о создании фермерского хозяйства представляет собой совершенно новое понятие, введенное Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Установление обязательности заключения такого соглашения вызвано было тем, что, с одной стороны, возникали сложности при судебном разрешении споров между членами фермерских хозяйств по поводу имущественных и других отношений, а с другой стороны, существовавшая до последнего времени государственная регистрация только главы фермерского хозяйства как индивидуального предпринимателя не давала полных сведений о самом хозяйстве и его членах.

Г.В. Чубуков и А.А. Погребной отмечали, что крестьяне не могут самостоятельно определить размер долей в общем имуществе, поэтому нужны законодательно установленные критерии и справедливо подчеркивали необходимость заключения между членами фермерского хозяйства договора о порядке и условиях ведения хозяйства.

Правовую природу соглашения о создании фермерского хозяйства довольно сложно определить, поскольку и само фермерское хозяйство, не являясь юридическим лицом, представляет собой, тем не менее, своего рода организацию, построенную на основе членства, вступления в ее состав и т.д. (исключая, конечно, случаи, когда фермерское хозяйство создается одним лицом — тогда имеет место фактически индивидуальное предпринимательство).

Сам термин «соглашение» встречается в гражданском законодательстве — например, в простом товариществе порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением (ст. 1046 ГК РФ). Форма таких соглашений не определяется, они могут быть и устными. Соглашение же о создании фермерского хозяйства более всего напоминает учредительный договор, заключаемый учредителями юридического лица: в нем так же определяются условия передачи имущества хозяйству, участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью хозяйства, выхода учредителей (участников) из его состава (ст. 52 ГК РФ).

По смыслу Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» соглашение заключается учредителями фермерского хозяйства, а лица, вступающие в хозяйство после его создания, соглашение не подписывают. Они, следовательно, должны быть знакомы с его условиями и согласны с ними.

В Законе не указано, должны ли заключать указанное соглашение фермерские хозяйства, созданные до вступления в силу нового Закона. Судя по всему, поскольку прямо о такой обязанности не упоминается, то ее и не существует, однако целесообразно было бы подобным фермерским хозяйствам такое соглашение все же заключить, поскольку это поможет разрешить многие спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе их деятельности.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

Этот список не является исчерпывающим, учредители крестьянского хозяйства могут внести в него любые другие условия, не противоречащие законодательству.

К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

О необходимости вносить иные изменения упоминаний в Законе нет, тем не менее не вызывает сомнений, что в интересах самих членов фермерского хозяйства при существенных изменениях обстоятельств и договоренностей, связанных с их правами и обязанностями, распределением доходов и т.п., следует внести изменения в текст соглашения и зарегистрировать их в установленном порядке.

В соглашении могут быть записаны определенные условия, при которых может производиться прием в члены фермерского хозяйства: например, только в случае выбытия кого-то из его членов, или условия, которым должен отвечать кандидат в члены фермерского хозяйства, — например, быть членом семьи или внести определенную сумму в общее имущество хозяйства.

Выход из фермерского хозяйства является свободным и осуществляется по заявлению члена хозяйства. В соглашении может быть записано, что, например, заявление должно быть подано не менее чем за две недели до окончания трудовой деятельности в хозяйстве, а также может быть установлен срок окончательных расчетов с выходящим членом хозяйства (он, однако, не может превышать установленного ст. 9 срока в один год с момента подачи заявления о выходе).

Распределение прибыли, получаемой от деятельности фермерского хозяйства, — очень важный вопрос, который Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вообще не регулируется, поэтому договоренности между членами хозяйства, достигнутые при его создании, по поводу основных принципов распределения будущих доходов следует фиксировать в соглашении. Видимо, при этом можно ориентироваться на практику деятельности небольших производственных кооперативов сельскохозяйственного профиля и установить, например, что в первую очередь часть полученных средств (можно установить их размер или процент от прибыли) направляется в резервный фонд, затем на осуществление установленных законодательством обязательных платежей в бюджет, затем на покупку средств производства, а остальное распределяется между членами фермерского хозяйства. Причем очень важно установить, по какому принципу производится такое распределение: поровну, или в зависимости от количества трудодней, отработанных на общее хозяйство, или по другим принципам.

Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено (ст. 10), что доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. №2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.

Вместе с тем, Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации» в Гражданский кодекс РФ введена отдельная глава, посвященная крестьянскому (фермерскому) хозяйству и в соответствии со ст. 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создавать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности, гражданин может быть членом только одного фермерского хозяйства, созданного в качестве юридического лица. Члены фермерского хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2 ст.23 Кодекса), и, соответственно, к его предпринимательской деятельности применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.

Регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Никаких особенностей этого порядка Федеральный Закон «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» не устанавливает.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. №630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №438 и 439» установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ранее Министерство Российской Федерации по налогам и сборам являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который, начиная с 1 января 2004 г. осуществлял государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» в редакции Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2003 г. №577).

В настоящее время, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в введении Министерства финансов РФ соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 №724.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом, поскольку государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется по месту жительства его главы. Документы могут быть представлены непосредственно в регистрирующий орган или могут направляться почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Названным Федеральным законом установлен перечень документов, представляемых для регистрации индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских хозяйств). Формы таких документов утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 декабря 2003 г. №БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств».

Для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;

2) копия основного документа, удостоверяющего личность главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Если представленная копия документа не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, то необходимо представить также копию свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего дату и место рождения главы фермерского хозяйства.

Если главой фермерского хозяйства является иностранец или лицо без гражданства, то представляется копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего его личность. Кроме того, должна быть представлена копия документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, а также подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством порядке адрес места жительства такого главы фермерского хозяйства.

Если глава крестьянского (фермерского) хозяйства является несовершеннолетним, необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление им предпринимательской деятельности, или копия свидетельства о заключении брака, или копия решения органа опеки и попечительства, или копия решения суда об объявлении главы фермерского хозяйства полностью дееспособным.

Верность копии документа, представляемой при государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике;

4) соглашение о создании крестьянского хозяйства. Необходимо отметить, что в перечне документов, представляемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, которые перечислены в п. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», такое соглашение отсутствует. А в статье 9 этого Закона указано, что регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Формы соглашения о создании фермерского хозяйства среди форм, утвержденных названным выше Приказом Министерства РФ по налогам и сборам, также нет, но оно фигурирует в этом Приказе среди документов, о получении которых регистрирующим органом выдается расписка. Следовательно, предоставления соглашения для регистрации фермерского хозяйства регистрирующие органы по закону требовать не могут. Однако, как отмечалось выше, в интересах самого фермерского хозяйства, для исключения в дальнейшем спорных вопросов, лучше предоставить соглашение о создании фермерского хозяйства для регистрации.

Факт внесения записи в государственный реестр подтверждается документом установленной формы. Регистрирующий орган выдает (или направляет) заявителю указанный документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Известно, что до принятия нового Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сами хозяйства не проходили государственную регистрацию, регистрировались только главы фермерских хозяйств в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому главы таких хозяйств должны подать по установленной форме заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц до вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ, также подают соответствующее заявление о внесении записи о хозяйстве в Единый государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. №630 установлено, какие сведения об индивидуальном предпринимателе (т.е. в нашем случае о главе фермерского хозяйства) могут быть предоставлены по запросу юридического или физического лица, за плату или бесплатно. Так, например, любому физическому лицу при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, предоставляются сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя. В свою очередь, глава фермерского хозяйства как индивидуальный предприниматель может бесплатно получить информацию о физических лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Отказ в государственной регистрации допускается только по таким установленным законом основаниям, как непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, послужившие основанием отказа. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Фермерское хозяйство несет ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности фермерского хозяйства в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

В случае изменения данных о главе фермерского хозяйства необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Для этого в регистрирующий орган представляются соответствующее заявление о внесении изменений и копия документа, подтверждающая изменение ранее внесенных в реестр сведений. О необходимости регистрации изменений, вносимых в соглашение о создании фермерского хозяйства, в законодательстве упоминаний нет. Это лишний раз говорит о том, что установление последними нормативными актами порядка государственной регистрации фермерских хозяйств, полностью совпадающего с порядком регистрации индивидуальных предпринимателей, не лишено недостатков: при этом не учитывается, что регистрируется не глава фермерского хозяйства, как это было по старому Закону, а хозяйство в целом (даже в случае, если оно состоит из одного главы, ведь в дальнейшем в него могут вступить и другие члены).

Итак, в заключение первой главы следует отметить, что фермерское хозяйство, не имея имущества, не может осуществлять предпринимательскую деятельность на свой страх и риск. Имуществом обладают члены фермерского хозяйства, они же имеют цель получения прибыли, и в их интересах (а не исключительно собственных) осуществляет предпринимательскую деятельность глава фермерского хозяйства, признанный предпринимателем с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

история развития фермерских хозяйств в россии

транспортер зернового элеватора дон 1500

регулируемый элеваторный узел отопления купить

сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз колос

уралниисхоз екатеринбург семенной картофель купить